Для частной компании приоритетной задачей является получение как можно большей прибыли. Это является аксиомой, характеризующей состояние современной экономики. Когда компания утверждает, что кроме прибыли ее заботит состояние окружающей среды, имидж и прочие вещи – это значит, что их это заботит только в контексте увеличения прибыли. Компании, которые позволяют себе не думать о прибыли, а заботятся о благе для общества, не в состоянии выдержать жесткого прессинга конкуренции и уходят с рынка.
Для увеличения же прибыли все средства хороши. А значит, пути повышения рентабельности часто идут в разрез с общественными целями. Рентабельность - это важнейший показатель для компании. Он показывает отношение дохода от продаж товара или услуги к расходам. Таким образом, показатель этот может быть улучшен, если, при прочих равных, доходы вырастут, либо сократятся расходы.
Частная компания не может не искать пути повышения рентабельности, ведь рентабельность не только напрямую связана с прибылью, но и является наиболее простым и надежным способом ее повышения. Компания не всегда способна наращивать объемы производства товара, так как: во-первых, ее ресурсы ограничены, во-вторых, отобрать у конкурентов долю рынка не так и просто. С другой стороны, наращивать рентабельность можно практически до бесконечности. И получается, что компания, выпускающая крайне ограниченное число товаров при небольших расходах, может рассчитывать на баснословные прибыли. Что, к слову, мы можем наблюдать на примере торговли роскошными автомобилями ручной сборки.
Давайте посмотрим, как компаниям удается повысить рентабельность, и насколько это соотносится с общественными интересами. Для начала, возьмем пути повышения рентабельности продаж. Все технологии успешных продаж сводятся к тому, чтобы заставить покупателя купить задорого то, что в действительности не имеет особой ценности. С этой целью отлично справляется реклама, внушающая покупателю, что приобретенный им товар ему действительно необходим. Кроме того, весомую роль играет имидж компании.
Так или иначе, высокая рентабельность продаж может объясняться лишь обманом покупателя. Ведь он платит скорее не за продукт, а за ”воздух”: некоторые ассоциации, связанные с товаром, которые были внушены ему рекламой, именем компании или услужливостью ее персонала. Вряд ли, подобные пути повышения рентабельности идут на пользу развитию экономики или влекут за собой улучшение общественного благосостояния, хотя на это уже особо никто и не претендует.
Если же проанализировать пути повышения рентабельности производства, то здесь мы заметим еще более неприятные последствия. Компания, собственно, может избрать лишь два основных пути для снижения своих производственных издержек. Первый путь – это сэкономить на рабочей силе. То есть, снизить заработную плату, сохранив прежний объем выполняемых сотрудниками работ, либо нагрузить работников дополнительной работой без повышения зарплаты. Обычно для этих целей используются различные хитрости, что снижает степень удовлетворенности людей трудом.
Второй путь, экономия на сырье и материалах, бьет скорее по покупателю. Вместе со снижением стоимости сырья, из которого изготавливается продукт, снижается и его качество, а значит, и качество готового продукта. При этом, так как никаких объявлений компания не делает, покупатель думает, что приобретает товар того же качества, что и раньше.
Как видите, пути повышения рентабельности вскрывают определенные противоречия между интересами компаний и интересами общественности. Каждая сторона ведет себя вполне логично со своей точки зрения, однако острый конфликт интересов делает невозможным создание стабильной экономической системы.