В истории отечественного автомобилестроения не так много выдающихся экземпляров, известных практически по всему миру. Одним из таких шедевров является автомобиль КамАЗ-4310 – самое знаменитое детище Камского автозавода, которое стало прародителем более современных модификаций. Машина оснащается приводом на три независимых моста, отличается повышенной проходимостью. Рассмотрим особенности и характеристики грузовика, а также изучим его возможности.
Общие сведения
Для восьмидесятых годов прошлого века КамАЗ-4310 являлся прекрасным грузовым внедорожником, умеющим преодолевать серьезные препятствия, крутые подъемы и спуски, броды до полутора метров. Серийное производство модели началось в 1981 году. Рассматриваемый автомобиль производится в Набережных Челнах. Однако его разработка начиналась на заводе имени Лихачева в Москве еще в середине шестидесятых.
После согласования всех технических нюансов конструкторы приступили к выполнению заказа, на реализацию которого отводилось десять лет. За это время инженеры ЗИЛа собрали дюжину прототипов, внесли немало инновационных внедрений (это подтверждено более чем 50 авторскими свидетельствами). Стандартная комплектация транспортного средства оснащалась абсолютно новым принципом работы ведущих мостов КамАЗ-4310. Модификация получила постоянный привод с четырьмя карданными валами. Кузовная часть включала в себя металлическую основу с возможностью монтажа тента и каркаса. Основное предназначение авто – перевозка пассажиров и грузов повышенного тоннажа. Грузовик способен эффективно функционировать в различных климатических условиях, что сделало его популярным повсеместно на просторах бывшего СССР.
Внутренняя оснастка
Кабина у автомобиля КамАЗ-4310 рассчитана на три места, имеет термоизоляцию и шумовую защиту для большего комфорта водителя и пассажиров. Также в оснащение входит независимый обогреватель по типу калорифера. Кабина откидывается при помощи гидравлического подъемника. В штатном исполнении не предусмотрен спальник, его можно заказать отдельно. Водительское кресло оснащено рессорами, регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.
Несмотря на то, что до европейских конкурентов автомобилю КамАЗ-4310 далековато, машина получилась для своего времени вполне продуктивной и комфортной не только по ходовым качествам, но и в плане оснащения рабочего и пассажирского места. Приборная панель максимально аскетична, однако обладает всеми необходимыми приборами, сиденья имеют максимально упрощенную конструкцию. В некоторых модификациях рассматриваемой серии существенную роль играет не удобство в оснащении, а проходимость, практичность и функциональность. В качестве добавочной защиты от бликов и солнечного света предусмотрен опускаемый козырек для водителя и пассажиров.
КамАЗ-4310: технические характеристики
Ниже перечислены основные параметры легендарного грузовика:
- Показатель грузоподъемности – 6 т.
- Буксируемое прицепное устройство – до 10 т.
- Полный вес авто – 15 т.
- Габаритные размеры – 7,65/2,5/2,9 м.
- Высота погрузки – 1,53 м.
- Клиренс – 36,5 см.
- База колесная – 3,34/1,32 м.
- Колея колес – 2,01 м.
- Внешний радиус поворота – 11,2 м.
- Скорость по максимуму – 85 км/ч.
- Расход горючего на 100 км – около 30-ти литров.
- Запас хода – 830 км.
Прочие параметры
Среди других характеристик данного автомобиля можно отметить следующие моменты:
- Силовой агрегат – дизельный мотор с восемью цилиндрами, жидкостным охлаждением и верхним размещением клапанов.
- Объем рабочий – 10,85 л.
- Компрессия – 17.
- Мощность в лошадиных силах – 210.
- Крутящий момент – 637 Нм.
- Тип сцепления – двухдисковый сухой механизм.
- КПП – Синхронизированная механика на пять диапазонов.
- Раздатка КамАЗ-4310 – с парой ступеней и межосевым блокирующимся дифференциалом.
- Привод переднего/заднего моста – постоянный неотключаемый/проходной последовательный.
Трансмиссия и подвеска
Трансмиссионный узел представлен коробкой КамАЗ-4310 с пятью диапазонами, которая оборудована синхронизаторами на всех скоростях, кроме первого режима. В раздаточном блоке предусмотрен межосевой дифференциал с блокировкой с планетарными элементами, которые перераспределяют крутящий момент. Управление этим механизмом производится при помощи электропневматического привода.
Подвеска автомобиля – независимого типа, установлена на полуэллиптических рессорах, оборудована амортизаторами и задними скользящими окончаниями. Этот аналог имеет балансиры, рессоры с реактивными штангами и скользящие края рабочих элементов.
Другое оборудование
Тормозной блок включает в себя барабаны и пневматический привод с парой контуров. Имеется стояночный тормоз, запасная и вспомогательная система. Ширина барабанов 40 сантиметров при ширине накладок 14 см. Разжим узла – кулачкового типа.
Рулевое управление представлено ГУР КамАЗ-4310, винтовым механизмом, шариковой гайкой и поршневой рейкой с зубчатой агрегацией между валом сошки. Такая конструкция рулевого блока позволяет отлично справляться с бездорожьем.
В электрической схеме напряжение составляет 24 вольта, количество батарей – две штуки, присутствует генератор и регулятор напряжения. В качестве дополнительного оснащения используется лебедка барабанного устройства с червячным редуктором и ленточным тормозом. Возможность растягивания троса составляет более 80-ти метров. Главное, своевременно проводить профилактический осмотр указанных механизмов, дабы максимально продлить рабочий ресурс и удобство эксплуатации агрегатов.
Модификации
Ниже приведен перечень основных моделей автомобиля КамАЗ-4310:
- Базовая версия 4310 создана с укороченной платформой, оснащается тентом, откидными сиденьями и задним бортом. Годы выпуска – 1983-1990.
- Опытная вариация под индексом 43101. От штатного образца модификация отличается наличием трех откидывающихся бортов.
- Модернизированная модель 43101 оснащалась более мощным мотором и имела повышенную грузоподъемность.
- КамАЗ-4310. Устройство этого автомобиля предназначено для спортивных мероприятий, в частности, участия в таких ралли, как Париж-Дакар, и оснащается дополнительной цифрой 10 в наименовании.
- 43102/43103 – машина со спальным местом.
- 43105 – гражданский транспортный грузовик без возможности монтажа лебедки и регулировки давления в шинах.
- 43114 – армейский вариант, выпускаемый с 1996 года.
- 4410 – седельный тягач, ориентированный на буксировку специальных прицепов, массой до 15 т.
- 43118 – транспортная модификация с увеличенной грузовой платформой и модернизированным двигателем.
Преимущества и недостатки
К плюсам КамАЗ-4310 относятся следующие моменты:
- Улучшенная обзорность, в связи с отсутствием капотной части.
- Отличный показатель проходимости.
- Хорошая грузоподъемность.
- Увеличенный клиренс.
- Возможность регулировки давления в шинах на некоторых модификациях.
- Полный привод.
- Ремонтопригодность и приемлемая стоимость.
- Высокая маневренность и малый радиус поворота.
- Возможность эксплуатации в широком температурном диапазоне практически на любом бездорожье.
- Универсальность и мощные силовые агрегаты.
Минусы:
- Существенный расход топлива.
- Не очень комфортное внутренне и внешнее оснащение кабины.
- Простая конструкция сидений.
- Относительно низкие динамические параметры.
Интересные факты
Модификацию рассматриваемого грузовика, участвующего в ралли Париж-Дакар, оснащали дополнительными дугами безопасности, кабину окрашивали в желтый цвет, оснащали двигателем мощностью 430 лошадиных сил. В 1991 году эта машина заняла второе место в указанных соревнованиях.
В начале девяностых годов прошлого века создавалась бронированная версия под кодовым названием «Тайфун». Она оснащалась специальной будкой для транспортировки личного состава. Данная модификация стала основой для разработки подобных транспортеров в дальнейшем.
Цена рассматриваемых автомобилей зависит от комплектации и состояния транспортного средства. Стоит отметить, что бу КамАЗы-4310 можно приобрести по цене от 1,8 миллиона рублей.
В 1989 году комбинат начал выпускать дополнительные комплектации в помощь сельскохозяйственной отрасли. Машина комплектовалась скамейками складной конфигурации, что давало возможность перевозить до 30 человек или необходимый груз.
В этом же году вышел КамАЗ-43106, отличающийся от аналога уменьшенной общей массой. При этом грузовик мог увезти на одну тонну больше, а также имел возможность агрегации с прицепным устройством. Такие модели часто использовали в качестве лесовозов. Даже с перегрузом они прекрасно справлялись с поставленными задачами.
Подытожим
Невзирая на то, что с момента выпуска отечественного легендарного грузовика под названием КамАЗ-4310 прошло немало времени, его до сих пор можно встретить в разных хозяйственных сферах. Для Советского Союза этот автомобиль считался одним из лучших в своем классе. Такая популярность обусловлена универсальностью машины, позволяющей использовать ее в различных отраслях, включая лесное хозяйство, армию, строительство и аграрное хозяйство. Вкупе с надежностью и функциональностью разработчики добились оптимального сочетания доступности по цене и ремонтопригодности транспортного средства. Обновленные версии дополнительно отличались повышенным комфортом рабочего места, оборудовались спальным местом, регулировкой давления в шинах и прочими приятными мелочами.