Вся история человечества неразрывно связана с лошадьми. В частности, огромнейшее значение всегда имел гужевой транспорт, в некоторых регионах сохранивший свою важность и по сей день.
Важнейшую роль играл этот вид транспорта на всем продолжении становления нашего государства, раскинувшегося на огромных просторах. Впрочем, а что подразумевается под этим понятием? В данном случае транспорт – это перевозка грузов с использованием мускульной силы животных, запряженных в телеги. Исторически сложилось так, что под этими животными понимаются лошади, но в перевозках активно задействовали волов, ишаков и мулов.
Лошадей применяли не только при полевых работах, но и в доставке товаров из одного конца страны в другой. Особенно зависела от транспортного снабжения армия, которая в силу огромных пространств остро нуждалась не только в быстрой доставке приказов и распоряжений командования, но и в качественном и своевременном снабжении. Нужно отметить, что изначально гужевой транспорт всегда был в ведении ямщиков, но государство столь остро нуждалось в поставках продукции, что вскоре в этот процесс стало активно вовлекаться крестьянство.
Особенная роль в развитии данного транспорта в нашей стране принадлежит сибирякам. Именно богатая ресурсами Сибирь для своего развития остро нуждалась в полноценной и хорошо организованной транспортной системе, которая бы могла покрыть гигантские потребности большой и быстро развивающейся страны. Впрочем, это же обстоятельство дало сильный толчок развитию животноводства, так как на нужды перевозчиков ежегодно уходило большое количество ездовых животных.
Особенно востребован был гужевой транспорт на перегоне между Томском и Иркутском: здесь ежегодно провозилось по несколько миллионов пудов грузов различного характера и назначения. Так как население региона в те годы стремительно росло, столь же стремительно рос спрос и на товары из европейской части Империи. Напротив, в Центральном регионе требовалось все большее количество чая, перевозка которого к началу 1900-х годов осуществлялась столь стремительно, что к тому времени вес перевозимого через китайскую границу чайного листа уже перевалил за отметку в миллион пудов!
После Революции значение гужевых повозок только усилилось, так как постоянные конные походы армий требовали большого количества упряжных живоных, которых можно бы было использовать не только под седлом, но и в перевозках большого количества грузов. Именно в то время была разработана технология быстрой смены лошадей, которая позволяла в одной повозке перевозить по 25 центнеров груза! Сменные подводы брались через несколько километров, в результате чего за световой день ямщики умудрялись перевозить впечатляющие даже по нынешним временам объемы полезных грузов.Однако из-за отсутствия в то время больших конных заводов использовались исключительно крестьянские лошади. Это придавало всем перевозкам строго выраженную сезонность, так как в посевную жизнь на дорогах замирала. Свои позиции гужевой транспорт в нашей стране стал сдавать только после Великой Отечественной войны, когда в СССР было налажено производство грузовых автомобилей в нужном количестве.