Диалектика и метафизика являются противоположными философскими понятиями, а их методы считаются важнейшими для познания мира. Эти понятия достаточно многозначны и со времени своего появления прошли определённый эволюционный путь, однако их диаметральность прослеживается по всей истории философии. Они состоят из совокупности различных приёмов, которые обусловлены общими представлениями о мироздании. Рассмотрим, что же обозначают эти термины и в чём различия их методов.
Античная диалектика, основоположником которой был Гераклит, имела новое значение. В ней подчёркивался постоянный процесс движения, который лежит в основе всего. Древний философ утверждал, что факт изменчивости вещей противоречит характеру их бытия, так как движущийся предмет существует и не существует одновременно (по его мнению «невозможно войти два раза в одну и ту же воду»).
В настоящее время диалектика подразумевает учение о закономерностях и законах развития общества и природы, которые основываются на внешней и внутренней взаимосвязи всего сущего, их постоянном движении и развитии. Причём развитие имеется в виду качественное, то есть отмирание старого и возникновение более совершенного нового. Эта трансформация происходит за счет того, что каждое явление имеет два полюса, соединяющихся и отрицающих друг друга (например, мужское и женское).
Теперь узнаем, как диалектика и метафизика различаются. Наш второй термин вначале обозначал философские работы Аристотеля, а потом ещё долгое время под ним понималось мировоззрение о принципах и основании бытия, которые были выявлены с помощью простых умозаключений. Затем метафизике придали отрицательное значение (в сравнении с философией), потому что её смысл уже не совпадал с новыми взглядами на вещи, и этим словом стали называть разные утверждения, которые никак не подтверждались опытом.
Сторонники этого подхода считали, что все явления и предметы связаны между собой только внешне и никакого движения и противоречия в них нет. Развитие они видели только в физическом росте (увеличении) имеющихся неизменных свойств вещей под влиянием внешних сил (например, семена - это растения в зародышевом состоянии и качественно они никак не изменяются). Здесь диалектика и метафизика расходятся в своих мнениях в противоположные стороны. Кроме этого, основное состояние вещей, по их мнению – это покой, из которого может вывести только постороннее вмешательство (бог).
Как видно, диалектика и метафизика существенно разнятся во взглядах на развитие, его источники, на взаимодействие предметов и их движение.
Комментарии 0
Причина жалобы