На нашей планете детей проживает чуть больше, чем взрослых. Бездетное общество – вырождающееся общество. Правильное развитие ребенка – предпосылка духовной и практической деятельности взрослого человека.
В Декларации ООН определены условия выживания и социальные права ребенка – право на защиту, опеку, помощь, воспитание и образование.
На современном этапе развития мирового сообщества проблематичными являются вопросы, связанные с понятием психики маленького ребенка. Появляется потребность обращения к науке детской и возрастной психологии.
Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, необходимое и направленное – это развитие. Определение развития предполагает одновременное наличие этих двух свойств, именно они отличают его от других происходящих изменений.
Понятие развитие рассматривается в различных подходах в психологии. Согласно культурно-исторической теории, разработанной и предложенной отечественными психологами, источником развития является среда, в которой существует индивид. Именно в борьбе возникающих противоречий, обучения и собственных действий ребенка происходит его онтогенез. Л. С. Выготским было введено определение «зона ближайшего развития», означающее расхождение между тем, как ребенок развивается в данный момент, и его потенциалом.Разрабатывая новые образовательные стандарты, ученые опирались на деятельностную теорию. Еще никогда Закон «Об образовании» и стандарты обучения и воспитания не были столь сильно пропитаны психологией. Говоря о том, что ребенок должен знать и уметь, имеется ввиду зона актуального развития.
Она представлена уже сформированными навыками, которые развились у ребенка без помощи взрослого. А при разговоре о достижениях обучающихся имеется ввиду зона ближайшего развития. Деятельностный подход в воспитании и обучении предполагает наличие у детей познавательной мотивации, умения планировать и прогнозировать свою деятельность, формирования контроля и самоконтроля.Зона ближайшего развития расширяется благодаря помощи взрослого, поскольку самостоятельные навыки находятся в стадии формирования. Суть заключается в том, что выполняя задания с помощью воспитателя, учителя сегодня, завтра ребенок будет способен сделать то же самое самостоятельно. Создавая для дошкольника проблемную ситуацию и подстегивая его к выбору путей ее решения, взрослые таким образом стимулируют его развитие.
Зона ближайшего развития наиболее четко просматривается в дошкольном возрасте, поскольку именно на этот этап развития приходится большое число сензитивных периодов. Многие ученые склоняются к мысли о том, что если ограничивать самостоятельность ребенка, не давать ему вырабатывать свою стратегию поведения, не предоставлять возможности пробовать и ошибаться, это может привести к задержке в развитии. Если все действия производить вместо ребенка, а не вместе с ним, то существует риск отсутствия появления умений и навыков, характерных для того или иного сензитивного периода.