Красивое слово «сензитивный» по-латыни означает «чувствительный». Психологи и ученые считают, что ребенок в определенные этапы жизни становится особенно восприимчивым к какому-либо виду активности и поведению. Данная статья расскажет о таком феномене в детской психологии, как сензитивные периоды дошкольного возраста.
Определение понятия
Сензитивными периодами именуют периоды особой чувствительности детей к тем или иным явлениям, деятельности, к типам эмоционального реагирования, поведения и многого другого. Даже каждая черта характера наиболее резко формируется на базе какой-либо эмоционально-психологической реакции в течение некоторого узкого временного периода. Данные этапы необходимы, чтобы ребенок имел уникальную возможность получить психологически необходимые ему умения, поведенческие способы и знания т. д.
Человеку никогда больше не выпадет шанса так легко и быстро научиться критически важным вещам. Для этого и существуют сензитивные периоды у детей, которые разработала сама природа.
Важность сензитивных периодов в развития ребенка
Влиять на сроки и продолжительность этих периодов невозможно, но знать о них очень полезно. Понимая, в каком сензитивном периоде находится ваш ребенок, вы можете лучше подготовиться к нему и использовать его с максимальной пользой. Знание, как известно, это залог успеха. Сензитивные периоды полностью и подробно описаны знаменитым педагогом Марией Монтессори и ее последователями. В своих исследованиях она объясняла характер развития любого ребенка независимо от его места жительства, этнической принадлежности, а также культурных различий.
С одной стороны, эти периоды являются общими для всех детей, потому что тем или иным образом через них проходили абсолютно все дети. С другой стороны, они уникальны, потому что биологический возраст не всегда соответствует психологическому. Иногда психологическое развитие отстает от физического, а иногда наоборот. Поэтому следует смотреть на конкретного ребенка. Если ребенка заставляют что-то сделать силой, не обращая внимания на уровень его развития, то к соответствующему результату они вообще не приходят или очень опаздывают. Поэтому к различным методам, таким как «чтение - перед прогулкой», следует относиться с большим вниманием.
Период до года
В этот период ребенок имитирует звуки, ему хочется разговаривать и эмоционально взаимодействовать со взрослым людьми. В этом возрасте он действительно хочет говорить, но пока не может этого делать. Если малыш был лишен нормального контакта в эмоциональном плане (особенно со стороны матери), например, дети в приютах и интернатах без родителей, это, увы, непоправимое событие, и весь процесс дальнейшего развития ребенка уже нарушен в некоторой степени.
Период от одного года до трех лет
В этом возрасте ребенок развивает устную речь (известно, что если малыш по какой-то причине был отделен от человеческого общества и не слышал человеческого языка, он никогда не сможет разговаривать нормально, например, ребенок наподобие Маугли в книге Киплинга). Это время является сензитивный периодом в развитии речи.
С большой скоростью ребенок начинает увеличивать свой лексический запас - это самый интенсивный период в жизни человека для увеличения словарного запаса. В этот период ребенок наиболее чувствителен к лингвистическим нормам. Вот почему Монтессори советует взрослым разговаривать с ребенком, чтобы он говорил четко. Теперь это научно доказано.
Этап трех-шести лет
После трех лет у ребенка формируется интерес к письму. С огромным рвением он старается написать конкретные слова и буковки. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с радостью выкладывают буквы из стержней и проволоки, лепят их из глины или пишут пальцем на песке. В возрасте пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению. Научить ребенка этому навыку легче всего в этом возрасте. По иронии судьбы, труднее научиться читать, чем писать. Поэтому, как советует итальянский педагог Монтессори, к чтению лучше прийти через письмо, ведь это - высказывание собственных мыслей, желаний. Чтение - это попытка понять мышление разных людей, решение «чужих» головоломок.
Критический период до трех лет для формирования навыка к порядку
Порядок для ребенка - это не то же, что для взрослого. Тот факт, что все на месте, становится для малыша незыблемым. Все, что происходит каждый день, - это определенная рутина, в этом ребенок видит стабильность в мире. Внешний порядок настолько вовлекается во внутреннюю психологию ребенка, что он к нему привыкает.
Иногда взрослые думают, что дети в возрасте от 2 до 2,5 лет являются невыносимыми и капризными (некоторые даже говорят о двухлетнем кризисе). Но, похоже, это не столько капризы, сколько требование сохранения порядка вещей. И если этот порядок нарушен, он выбивает маленького человека из колеи. Порядок должен быть во всем, во временном распорядке (каждые сутки протекают в определенной последовательности), а также в поведении взрослых членов семьи (они поступают согласно определенным нормам, которые не изменяются в зависимости от настроения одного из родителей).
Чувствительный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
В этом возрасте проявляйте способность видеть, слышать, обонять, вкушать и т. д. Это, конечно, происходит естественно, но для более интенсивного сенсорного развития Мария Монтессори рекомендует, например, специальные упражнения: закрывать глаза, чтобы распознать текстуру, запах, объем.
Сенсорные впечатления у ребенка должны быть максимально возможными. И это делается не обязательно каждый день. Например, можно отвезти крошку в театр или на концерт симфонической музыки. Также можно предложить такую игру - угадывать, как звучат разные предметы домашнего обихода. Просите малыша прислушиваться к звукам, чтобы различать их. Например, как звенит стакан (малыш слегка ударит его чайной ложкой) или как звучат железная кастрюля или деревянный стол.
Дети в этом возрасте (и взрослые тоже) любят игру «Волшебный мешочек». В мешке с непрозрачной тканью помещаются разнообразные мелкие предметы: куски разных тканей (шифон или шелка), фигурки из дерева, пластика, металла, кусочки бумаги, разные материалы - от ткани до песка и т. д., а затем на ощупь определяется, что находится в сумке.
Чувствительный период для восприятия мелких предметов: от 1,5 до 5,5 лет
Взрослые в ужасе видят, как маленькие дети играются горохом или маленькими пуговицами. Особенно когда детки пытаются выяснить, стоит ли класть мелкие объекты в ухо или нос. Конечно, эти действия должны проходить только под контролем взрослых людей.
Однако это довольно естественный интерес, который стимулирует развитие мелкой моторики. И все же необходимо убедиться, что игра с крошечными вещами вполне безопасна. Например, пуговица может быть нанизана на толстые нити. Тогда получатся оригинальные бусы, создание которых займет много времени. Вместе с вами малыш может долго разбираться и собирать вещи с мельчайшими деталями. Эта деятельность помогает в развитии ребенка в сензитивный период.
Мария Монтессори давала советы даже создать специальную коллекцию очень маленьких вещичек.
Критический период движений и действий: от 1 до 4 лет
Это чрезвычайно важный этап для ребенка. Из-за движения кровь насыщается кислородом, а богатая кислородом кровь снабжает клетки мозга, которые участвуют в развитии всех интеллектуальных функций. И поэтому любая сидячая деятельность либо монотонная работа - это явления противоестественные для детей в младшем возрасте.
Каждый год дети улучшают координацию движений, разрабатывает новые типы активности и учатся всему новому. Малыш открыт для новой информации и умений. Помогите ему в этом! Бегайте с ним, прыгайте на одной ноге, поднимайтесь по лестнице. Такие занятия не менее важны, чем научиться писать и читать.
Развитие критических периодов для овладения социальными навыками: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте ребенок изучает социальные формы общения, что называется этикетом в европейских языках.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, нормальные и допустимые примеры, а также нетактичные формы общения. Здесь, в основном, действует подражательная способность. Поэтому ведите себя так, как хотели бы, что вел и поступал ваш ребенок.
Переход между этапами
Чтобы понять, как детская психика перемещается между этими этапами, важно понять, как малыши воспринимают окружающую среду и используют ее для роста. Большинство теоретиков согласны с тем, что существуют периоды в жизни детей, в которых они становятся достаточно биологически зрелыми, чтобы получить определенные навыки, которым они не могли бы легко обучиться до этого созревания. Например, исследования показали, что мозг младенцев и малышей более гибок в отношении языкового обучения, чем людей старшего возраста.
Дети готовы и открыты для развития определенных навыков на определенных этапах, однако не все так просто. Для этого им нужны надлежащие стимулы для развития этих способностей. Например, у младенцев есть способность расти и набирать вес удивительно быстро в течение первого года, однако если они не будут питаться достаточно в этот период, у них не будет возможности, чтобы расти и развиваться в соответствии со своим возрастом. Вот почему так важно, чтобы родители и воспитатели понимали, как развиваются их малыши, и знали, какие вещи они должны делать для своих детей, чтобы помочь им взрослеть.
Следует помнить, что сензитивный период жизни для становления характера начинается с самого рождения ребенка. Многие согласны с тем, что дети, которые не получают правильного воспитания в нужное время, будут иметь проблемы позже в жизни, однако они не считают, что эта неспособность к развитию является постоянной. Например, младенчество - это время, когда дети впервые узнают, что могут доверять взрослым или родителям. Это побуждает родителей заботиться обо всех потребностях детей, в том числе наделять их безусловной любовью. Некоторые младенцы живут в детских домах, где слишком много детей для нескольких медсестер и сотрудников, чтобы нормально заботиться обо всех одинаково. Эти малыши существуют свои первые годы, не испытывая прикосновения или привязанности, которые научили бы их доверять и проявлять нежность к людям в будущем. Если эти дети в конце концов будут усыновлены любящей семьей позже, у них могут возникнуть проблемы с привязанностью к адекватному родителю. В этом и заключается основная проблема сензитивных периодов.
Причины отставания
Иногда дети без каких-либо когнитивных или физических проблем при рождении не могут развить определенные навыки на сензитивном периоде развития ребенка, то есть в тот момент, когда человечек наиболее восприимчив. Причиной этого может быть какая-либо травма, болезнь, небрежное отношение по уходу за ребенком. Сюда же относится дефицит таких потребностей, как еда или медицинское обслуживание, которые затрудняют ребенку развитие как физическое, так и психологическое. Питательные вещества и витамины необходимы для получения важных способностей в определенное время в жизни. Когда отсутствуют эти факторы, у таких детей, как правило, процесс развития проходит труднее, даже если впоследствии они получат особое внимание и ресурсы, которые призваны помочь им компенсировать ранее имеющийся дефицит.
Как возникла теория
Концепция критического периода (так по-другому называется сензитивный период) на научном уровне возникла в результате изучения этиологии и эволюционной психологии, специализирующейся на исследовании адаптивности или выживаемости биологических видов в зависимости от их поведения и их эволюционной истории. Конрад Лоренц, европейский этолог, наблюдал модели поведения, которые способствуют выживанию. Наиболее известным из них является так называемый импринтинг, то есть впечатывание определенные событий и фактов в подсознание на психологическом уровне. Это довольно важная область психологии, которую можно эффективно использовать в обучении детей сензитивного периода. Так родители смогут вложить своим детям нормы добра и зла, правила корректного поведения и другие полезные навыки и привычки, которые пригодятся им в их дальнейшей жизни.