Одним из направлений современных исследований в психологии труда и управления персоналом является компетентность, квалифицированность работников. Профессиональные компетенции – это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется индивид. В настоящее время наиболее востребованными в обществе считаются работники с глубокими профессиональными и личностными качествами. Ситуации в современном мире предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к квалификации, грамотности людей.
В повседневном обиходе, наряду с термином «компетенция», используются понятия «квалификация», «профессиональные компетенции». Проведя анализ содержания данных определений, можно сделать вывод о том, что они отличаются по объему, составу, структуре. Наиболее приемлемым считается такое трактование содержания слова « компетенция»:
- система знаний в действии;
- личностные качества и свойства;
- интегрированность ЗУНов, обеспечивающих профессиональную деятельность;
- умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе.
Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:
- мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с детьми, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;
- функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;
- коммуникативный – умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;
- рефлексивный – умение анализировать результаты свой работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.
Формирование профессиональных компетенций - это основа профессиональных качеств личности, которые носят интегративный характер, рассматриваются в совокупности; их предпосылки формируются уже на стадии профессионального обучения в высшем либо средне-специальном учебном заведении. Прохождение курсовой переподготовки на курсах повышения квалификации следует рассматривать как процесс развития и углубления компетентности.
Профессиональная компетенция – это одна из важнейших составляющих личности специалиста. В настоящее время подготовке квалифицированных работников в системе образования уделяется большое внимание.
В последние годы в дошкольных учреждениях увеличился приток людей, не имеющих специального образования. Невысокая заработная плата, большая ответственность за здоровье детей, увеличение круга обязанностей не способствует пополнению штата работниками с высоким уровнем профессионализма. Внедрение новых ФГС в образовании требует присутствия как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях людей, имеющих высокие профессиональные компетенции, для формирования которых существует развитая сеть послевузовской специальной подготовки.