Если у вас в билете на самолет значится пунктом прибытия или транзита HKG, мы вас поздравляем: вы летите в лучший аэропорт мира! И это вовсе не поэтическая метафора, а вполне заслуженный официальный титул. Международный аэропорт Гонконга настолько ошеломительный, что даже любительские видео о нем собирают десятки тысяч просмотров на «Ютубе». Эта гавань, без преувеличения, является главными воротами в Восточную и Южную Азию, а также на материковый Китай. Хаб обслуживает более шестидесяти миллионов пассажиров в год. По этому показателю аэропорт является седьмым по загруженности в мире. А если учитывать обслуживание международных рейсов, то хаб выходит на третье место на планете. В данной статье вы найдете наиболее полную информацию об аэропорте Гонконга: фото, описание терминалов, оказываемых услуг и отелей, а также советы относительно того, как добраться в город или в обратном направлении. Но и без того вы не заблудитесь. Туристы в своих отзывах утверждают, что, несмотря на огромные размеры хаба, в нем все элементарно и просто. Надписи дублируются на английском, а для тех, кто не понимает «современной латыни», еще и сопровождаются схематическими рисунками.
Кай-Так и Чхек-Лап-Кок
Прежде всего разберемся, сколько аэропортов в Гонконге. Среди пользователей до сих пор популярно видео, на котором показывается заход на посадку лайнера в хабе Кай-Так. Это зрелище поистине завораживает. С одной стороны – плотная жилая застройка, которая подбирается почти к взлетной полосе, а с другой – воды бухты Виктория. От пилотов требовалось виртуозное мастерство, чтобы совершить посадку на таком узком пространстве, а пассажиры, наблюдавшие за этим с борта самолета, испытали такой всплеск адреналина, как будто они ехали на американских горках. Сносить жилые кварталы для увеличения площади Кай-Так было нерентабельно. Поэтому правительство Гонконга решило построить новый международный аэропорт в более благоприятном месте. В качестве оного был выбран крохотный островок Чхек-Лап-Кок. Но от него новому аэропорту досталось только название. Площадь островка была искусственно увеличена во много раз. К тому же от него протянулась дамба к соседнему кусочку суши – Лам Чау. Его тоже расширили. Сейчас оба острова занимают всего четверть площади нового аэропорта. Он открыл двери для первых рейсов в 1998 году. Некоторое время Кай-Так еще выполнял функции аэропорта для грузовых рейсов. Но сейчас он полностью закрыт.
История строительства
Чтобы ощутить эпичность проекта, названного «Основная программа аэропорта», приведем несколько цифр. Площадь Гонконга после строительства воздушной гавани увеличилась на один процент. Строителям нужно было не только построить терминалы и взлетно-посадочные полосы, но и обеспечить всю инфраструктуру транспорта (авто- и железная дороги с мостами и тоннелями). Фактически был изменен сам ландшафт местности. Поэтому один только проект сооружения вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогостоящий (на то время). Сметой предусматривалось реализовать двадцать миллиардов долларов США. Строительство длилось целых шесть лет, пока 6 июля 1998 г. международный аэропорт Гонконга не был торжественно открыт. Первым регулярным рейсом, который принял новый хаб, стал борт СХ292, прибывший из Рима. В первые полгода в работе аэропорта постоянно происходили сбои, отчего закрытие Кай-Так откладывалось. Но постепенно функционирование вошло в обычную колею, и Чхек-Лап-Кок начал завоевывать международные награды за лучший сервис и наиболее короткие до- и послевзлетные процедуры.
Терминалы
Долгое время аэропорт Гонконга состоял из одного, пусть и очень масштабного, здания. Лишь в 2007 году был открыт второй терминал (Т2), который поначалу предназначался сугубо для регистрации на рейсы. Потом пассажиров увозил «Аэропорт Экспресс Лайн», бесплатный шаттл, к старому зданию. Но когда возле Т2 был построен грандиозный торговый центр «Скай Плаза», второй терминал стал полноценным. Кроме пятидесяти шести стоек регистрации, там появились таможенный и пограничный пункты, залы ожидания, кафе и прочая инфраструктура. Между двумя зданиями продолжает курсировать бесплатный шаттл. В планах расширения аэропорта - строительство до 2030 года третьего терминала и еще одной вдобавок к имеющимся двум взлетно-посадочной полосы. Но этот проект очень дорогостоящий, ведь нужно будет возводить здание и дорогу в более глубоких водах, а не на шельфе островов. Так что на данный момент воздушная гавань Гонконга насчитывает два терминала. Рассмотрим их более внимательно.
Терминал 1
Это самая крупная постройка международного аэропорта Гонконга. Она представляет собой восьмиэтажное здание, на крыше которого находится недорогой ресторанчик и смотровая площадка. Прибывшие в аэропорт пассажиры проходят регистрацию на рейс на первом, нижнем уровне. На четвертом этаже их ожидают таможенники и иммиграционный контроль. Визы проверяют и ставят штамп пограничники на шестом уровне. И наконец, на самом верхнем этаже находятся гейты для посадки. Пассажиров свозят вниз отделенные от здания экспресс-лифты. Все это сделано для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность путешественников и экипажа самолетов. Но терминал 1, помимо прямых функций, выполняет роль торгово-развлекательной зоны. Долгое время он был самой крупной постройкой в аэропортах мира, пока в 2006 году бангкокский Суварнабхуми не перехватил пальму первенства. Тогда власти Гонконга, чтобы вернуть звание лидера, достроили к уже имеющемуся терминалу площадью 550 тысяч квадратных метров Восточный зал. Именно там разместился торговый центр «Скай Март». Но тешился славой самого большого терминала хаб Гонконга недолго. Уже в 2008 году его обогнал Т3 пекинского аэропорта «Столичный», площадь которого составляет 986 тысяч квадратных метров. Но и сейчас терминал 1 воздушной гавани Гонконга занимает 19-е место в перечне крупнейших сооружений мира.
Терминал 2
Как мы уже упоминали, Т2 стал полностью функциональным. Сейчас там проводится не только регистрация пассажиров на рейс, но и другие довзлетные процедуры. Второй терминал аэропорта Гонконга имеет свой торгово-развлекательный центр – «Скай Плаза». К тому же много видов общественного транспорта прибывает именно туда. У терминала 2 находится целая автостанция, с которой отправляются как рейсовые машины, так и туристические. Она пользуется популярностью у бизнес-пассажиров, прибывших по делам в города специальной экономической зоны «Дельта Жемчужной Реки». В 2003 году была открыта паромная пристань «Скай Пир», которая дополнила автобусное соединение с материковым Китаем. Прямо в здании воздушной гавани Гонконга находится нижняя станция подвесной канатной дороги Нгонг Пинг, которая ведет к монастырю По Линь и статуе Большого Будды.
Табло
Многих путешественников интересуют не площади терминалов и не услуги в них, а расписание аэропорта Гонконга. Что ж, удовлетворим их любопытство. Воздушная гавань работает без выходных и 24 часа в сутки. Она является домом для многих компаний. Здесь базируется флагман гражданской авиации Гонконга «Катэй Пацифик». Этот перевозчик обладает широкофюзеляжной флотилией из 115 лайнеров «Аэробус» и «Боинг». Они совершают полеты в Южную Африку, Австралию и Новую Зеландию, в страны Азии, Ближнего Востока, Европы и Северной Америки. Также Международный аэропорт Чхек-Лап-Кок является базой для авиакомпании «ДрагонЭйр», во флотилии которой 39 лайнеров. Этот перевозчик доставляет пассажиров в города Японии и материкового Китая. Маленькие самолетики и геликоптеры «Гонконг Экспресс» совершают регулярные рейсы в Макао и Шэньчжэнь. В Таиланд, Южную Корею и города Китая можно попасть с пассажирским перевозчиком Hong Kong Airlines. И наконец, грузовое сообщение по воздуху осуществляет компания «Эйр Гонконг Лимитэд». В Чхек-Лап-Кок можно прилететь прямым регулярным рейсом из Москвы, который осуществляет «Аэрофлот». Буквально каждую минуту с летных дорожек аэропорта Гонконга стартуют или приземляются лайнеры. Табло хаба представляет собой длинный перечень. Ознакомиться с ним можно не только в залах воздушной гавани, но и онлайн, на ее официальном сайте.
Гостиницы в аэропорту
Воздушная гавань Гонконга представляет собой целый городок, со своими магазинами, развлекательными центрами, кафе и ресторанами. Здесь ежедневно бывает несколько десятков тысяч человек. Многих путешественников, прибывающих в хаб транзитом или в ночное время, интересует, есть ли какой-нибудь отель в аэропорту Гонконга. Как и полагается городу, гостиница есть, и не одна. Правда, все они не относятся к разряду дешевых. Наиболее бюджетным в списке гостиниц является «Регал Аэропорт Отель». Стоимость проживания в стандартном номере составляет 170 долларов. У прославленной сети «Мариотт» есть свое представительство в воздушной гавани Гонконга – «Скай Сити». Цены там стартуют от 300 долларов за номер в сутки. Немного дешевле другая сетевая гостиница – «Новотель Ситигэйт Гонконг». Там проживание в номере стандарт обойдется в 200 гонконгских долларов (1500 руб.) за сутки. Бывалые путешественники рекомендуют не выходить из терминалов, а пройти в ВИП-зал ожидания «Плаза Премиум Лаунж». Там можно снять полноценный номер, который значится как «комната для отдыха». Ночь в ней обойдется в 119 долларов.
Что делать пассажирам, прибывшим в страну
Терминалы аэропорта Гонконга не просто большие - они огромные. Так, до некоторых гейтов пассажиров доставляет внутренний поезд! Но затеряться в них практически невозможно. И все послеполетные процедуры проходят очень быстро. Сначала новоприбывших встречает пограничный контроль. Для граждан Гонконга существуют турникеты, через которые они могут пройти по своим электронным картам. Для подданных Китая, Тайваня и Макао существуют особо выделенные окошки. Российским пассажирам следует встать в хвост длинной очереди. Но движется она очень быстро. Пройдя паспортный контроль, вы окажетесь в зале получения багажа. Перед вами будет табло с указанием, на какой конвейер доставляются чемоданы вашего рейса. Идете ловить свои сумки с движущейся ленты. Если вам нечего декларировать, следуйте по «зеленому коридору» таможни. Так вы попадаете в зал прилетов.
Как добраться из аэропорта Гонконга в город: Airport Express
Проект строительства воздушной гавани был самым дорогим в мире не только потому, что «с нуля» были возведены огромные терминалы и протяженные взлетные полосы. В смету закладывалось и весьма разветвленное транспортное сообщение аэропорта с городом и материковым Китаем. Но если путешественника интересует сугубо Гонконг, то ему следует знать, что наиболее быстрым видом транспорта, чтобы добраться туда, является Airport Express. Эта скоростная электричка доставит вас в центр города уже через 24 минуты. Станция Airport Express расположена аккурат между двумя терминалами аэропорта Гонконга. Стоимость проезда зависит от дальности вашего путешествия. Хотите сойти на станции выставочного центра «Азия Уорлд Экспо» (ехать одну минуту)? Тогда платите 5 гонконгских долларов (38 рублей). Все остальное – дороже. Поездка из аэропорта в Цинь-Йи обойдется в 60 (448 руб.), в Коулун – 90 (670 руб.), а до конечной станции маршрута, железнодорожного вокзала – 100 гонконгских долларов (744 рубля). Электрички курсируют с 5:54 утра до часа ночи с интервалом в 10-12 минут. Несмотря на то что поезд идет со скоростью 135 км/ч, можно полюбоваться из окна на достопримечательности Гонконга: туристическую зону Цим-Ша-Цуй, скалы Лантау, крупнейший в мире грузовой порт. Кроме того, электричка едет по подводному тоннелю через гавань.
«Октопус Карт»
Менять деньги во всех аэропортах мира не очень выгодно. Курс довольно низкий, к окошечкам отделений банков стоят очереди… Поэтому опытные путешественники советуют сразу же по прилете в Гонконг купить «Октопус Карт». Этот кусочек пластика стоит 150 местных долларов (1116 руб.), при этом на счету оказывается 100 НК $ (744 рубля), а остальные – депозит. Его вам вернут, как и неиспользованные деньги, когда вы сдадите карточку. А купить ее можно по безналу, в автомате. Такой карточкой можно расплачиваться не только в музеях и туристических местах, но даже и в некоторых магазинах. Не говоря уже о проезде в автобусах, скоростной электричке, паромах или метро. В аэропорту Гонконга «Октопус Карт» можно приобрести возле стойки таможенного контроля, если следовать по указателям к станции Airport Express. Там же ее можно и сдать и получить свои наличные. А пополнить счет можно на любой станции метро и в магазинах сети «Севен/Илевен».
Рассматриваем другие способы добраться до города. Метро
«Аэропорт экспресс» - способ быстрый, но несколько дорогой. Да и поезд делает на своем пути слишком мало остановок. Поэтому опытные путешественники нашли более хитрый способ добраться до любой точки в городе: автобус + метро. Аэропорт Гонконга обслуживают четыре бесплатных шаттл-маршрута. От прочих автобусов их отличает буква «S» в наименовании. Нас интересует маршрут «S1». Этот автобус-шаттл доставит вас до ближайшей станции метро – «Тунг Чунг». Далее вы можете двигаться в каком угодно направлении. Метрополитен Гонконга довольно разветвлен и охватывает всю территорию города. Неудобство в этом способе состоит в необходимости пересадки. Также придется достаточно долго идти длинным переходом к поезду метро. Зато и экономия существенная. Метро – самый бюджетный способ того, как добраться в аэропорт Гонконга.
Автобус
Этот вид транспорта дешевле, чем «Аэропорт Экспресс». Хотя и дороже метро. Зато у путешественника появляется прекрасная возможность проехать по длинному мосту и посмотреть основные достопримечательности города. Для того чтобы сесть на автобус, спускаемся на самый нижний этаж терминалов аэропорта Гонконга. Как добраться на метро до города, мы уже объяснили. Но сейчас нам нужны маршруты, которые начинаются с букв «А», «Е» и «N». Перевозки пассажиров осуществляют несколько компаний. Автобусы отличаются по цвету и по надписям на боках. Но все машины очень комфортные, двухэтажные. Пассажирам с большим количеством багажа стоит выбирать оранжевые автобусы. Чемоданы нужно оставлять в специальном отсеке на первом этаже. Наиболее востребованными у туристов маршрутами являются А11 (автобус следует в Ван Чай) и А21, который едет в Коулун. Стоимость проезда зависит от компании-перевозчика и составляет от 33 до 40 гонконгских долларов (от 246 до 298 российских рублей). Автобусы хороши тем, что делают частые остановки в городе. Поэтому до отеля не придется далеко идти.
Транспортное сообщение с Дельтой Жемчужной Реки
Многих туристов интересует, как добраться из аэропорта Гонконга в Шеньжень, Макао и другие города свободных экономических зон. Имеется две опции. Если Гонконг вы рассматриваете только как транзитный пункт, то можно даже не проходить паспортный и таможенный контроли. Прямо из нейтральной зоны аэропорта есть выход к причалу паромов, которые и доставят вас в Дельту Жемчужной Реки. Запущено несколько направлений: в Шеньжень, Шэкоу, Макао, Дунгунь, Жоншан, Гуанчжоу и Чжухай. Внимание: если вы думаете, как добраться в аэропорт Гонконга из Дельты Жемчужной Реки, то паром вам подойдет только в том случае, если у вас на руках будет авиабилет на рейс из этого хаба. Другая опция – автобус. Но в таком случае нужно пройти все иммиграционные процедуры. Автобусная станция находится на самом нижнем уровне второго терминала.
Как доехать до аэропорта Гонконга из города
Если поездка на такси (250-360 местных долларов, или 1860-2680 руб.) кажется вам дорогим удовольствием, воспользуйтесь общественным транспортом. До железнодорожного вокзала Гонконга с разных районов курсируют бесплатные шаттлы. Но тогда придется тратиться на скоростную электричку. Наиболее дешевый способ добраться до аэропорта – метро с пересадкой на шаттл. «Золотая середина» - это автобус, следующий в аэропорт. Буквально все маршруты, начинающиеся с букв «А», и большинство с «Е» нам подходят. В автобусах есть табло с указанием всех остановок, так что перепутать и заехать не туда просто невозможно. Гонконг – это открытый и дружелюбный к туристам город. Напряженный ритм его жизни поначалу пугает неподготовленного путешественника. Но вся инфраструктура и транспортное сообщение построены «с умом», так что передвигаться по городу легко и просто.