Оптимизация учебного процесса настоятельно требует от учителя творческого подхода к проведению уроков, отказа от заезженных стереотипов и форм, новаторства в форме и методах подачи материала.
Особенности интегрированных уроков
Интегрированный урок как таковой уже не является «терра инкогнито» ни для молодых учителей, ни для специалистов со стажем и опытом. Однако всегда его проведение требует особой подготовки, тщательного планирования и большой самоотдачи как от преподавателей, так и от школьников. По сути дела, на одном занятии задействовано два (и более) предмета, пусть и смежных, но каждый со своей спецификой. Потому и для усвояемости материала интегрированный урок требует больших умственных и эмоциональных усилий со стороны учеников, чем традиционный. Да и для учителей он может рассматриваться как своего рода проверка на умение работать в команде, прийти к общему результату разными путями и методами, мыслить нестандартно. Естественно, что и форма проведения для подобных занятий должна выбираться особая. Ведь в традиционные опросно-ответные рамки интегрированный урок не укладывается.Типы
Форма и тип такого урока выбираются в зависимости от возраста учащихся, среднего контингента класса, изучаемого материала и возможных точек соприкосновения с другими предметами. Чаще всего можно совместить литературу и язык, разные языки (родной и иностранный), разные литературы (родную и зарубежную), литературу и историю, литературу и географию, литературу и музыку, рисование и т.д. Возможно соединение не двух, а трёх предметов, если есть вариант подбора близкого по темам материала.Что касается формы, то интегрированные уроки в начальной школе, например, могут проходить как урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия, урок-мастерская и т.д. Типы их зависят от конкретных целей каждого: изучение нового материала, закрепление изученного, повторение и обобщение или урок контроля знаний. Как это происходит на практике? Попробуем показать.
Итак, интегрированный урок английского языка и труда в начальных классах, тема – «Мой дом, моя квартира». Цели урока – познакомить с языковым материалом, называющим предметы интерьера, мебели, научить составлять предложения и небольшой связный текст по теме на английском. Попутно учитель труда проводит свою часть урока – «Конструирование мебели (из бумаги) для кукольных домиков по готовой развёртке». На таком занятии в увлекательной, интересной, игровой форме дети легко выучат языковой материал и научатся конструированию. Естественно, что подобный урок пройдёт на высоком эмоциональном подъёме и запомнится ученикам надолго.В старшем школьном звене проведение интегрированных уроков используется чаще, диапазон их шире. Среди самых популярных форм встречаются уроки-исследования, уроки-конференции, диспуты, семинары, уроки-концерты и др. Роль учителей на них сводится к роли своеобразных дирижеров оркестра, тогда как ученики ведут свои сольные партии. При подготовке к подобным занятиям от учащихся требуется самостоятельное умение добывать, систематизировать, осмысливать материал, активно вести себя, играя главенствующую роль.
Подведём итоги
Понятно, что межпредметная и внутрипредметная интеграция не являются в педагогическом процессе самоцелью. Главный ориентир тут – ребёнок, ученик. А уроки подобного типа стимулируют и учат школьников добывать знания самим, не ожидая, пока учитель всё им «разжуёт» и положит в «клюв», повышают уровень интеллекта детей, развивают интерес к процессу обучения.