Внимание – специфический процесс психической деятельности, заключающийся в избирательной сосредоточенности на каком-либо объекте. Проще говоря, быть внимательным, значит уметь концентрироваться на нужном предмете.
Внимание бывает непроизвольным. Это примитивная форма, свойственная всем разумным существам. Примером такого внимания может служить автоматическая реакция уклонения в ответ на резкое движение. Необходимости в выработке непроизвольного внимания нет. Даже младенец с легкостью сосредотачивается на объекте, вызывающем эмоциональный отклик.
Другое дело научить ребенка концентрироваться на том, что ему совершенно не интересно. Это форма называется произвольной и является высокой степенью внимания. Существуют различные способы развития внимания, но все они, так или иначе, носят игровой характер, что связано с особенностью детской психологии. Играя, дети познают мир, окружающих, себя.
Вот почему так важны игры на развитие внимания, формирующие у ребенка навыки перехода от непроизвольной внимательности к ее произвольной форме. Постепенно эти виды игровой деятельности не только развивают детское внимание, но и помогают выработать наблюдательность, столь необходимую в дальнейшем.
Дети двух-трех лет играть могут долго, но в случае необходимости переключаются на что-то другое. А ребенок четырех-пяти лет, при должном развитии, спокойно может концентрироваться уже на двух-трех не слишком занимательных явлениях.
Развитие внимание у детей дошкольного возраста особенно важно для ребенка лет пяти-шести, ведь ему предстоит одновременно слушать учителя, записывать нужное в тетрадь, контролируя ее местоположение и, вместе со всем этим, удерживать собственную осанку. Все дети разные: одним нужно по нескольку раз что-то повторять, добиваясь ответа, у других проблемы с визуализацией. Поэтому подбор категории игр, развивающих внимание, осуществляется с учетом индивидуальной характеристики ребенка.
Игры на развитие внимания делятся на несколько видов: зрительные, слуховые, двигательные, в зависимости от того, какие органы задействованы сильнее. Вот несколько примеров по каждой категории игр:
Игры, развивающие двигательное внимание.
«Повторяем движения». В начале игры оговаривается движение, которое нельзя повторять. Затем ребенок копирует все движения взрослого. За исключением запрещенного. И когда взрослый его показывает, ребенок должен успеть среагировать.
«Обезьянки». Взрослый складывает конструкцию из разных предметов. Ребенок должен не только скопировать ее, но и спародировать движения взрослого.
Зрительные игры на развитие внимания.
«Обводим картинку». Последовательно соединяя точки, обозначенные цифрами, ребенок рисует картинку.
«Что исчезло?» Ребенок должен запомнить расположение нескольких предметов, а затем отвернуться. Взрослый переставляет или убирает один из них. Повернувшись, ребенок должен указать на изменения.
Развитие слухового внимания.
«Топаем-хлопаем». Взрослый произносит фразы и понятия, хаотично чередуя правильные и неправильные (снег желтый, сахар сладкий, деревья сбрасывают листву и т.п.). На правильное высказывание ребенок отвечает хлопком, на неверное – топает.
«На стол, под стол и стучать». Взрослый дает команду «под стол», и сам внизу прячет руки. «На стол» – выкладывает их. «Стучать» – хлопает по столу. Ребенок повторяет, привыкая. После чего взрослый путает команды (к примеру, говорит «стучать», а сам прячет руки). Ребенок должен реагировать на слова, а не на действия.
Эти и подобные им игры на развитие внимания учат ребенка не только быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (что очень важно в нашей стремительной жизни), но и тренируют его память и стимулируют познавательную активность.