Силуэт города имеет в своей основе планировочное решение, но визуально воспринимается через очертание-границу между безграничным небом и "телом" города. Как отметил известный американский критик Пол Цукер, в зависимости от характера этой линии создается впечатление подвижности. Игра высот архитектурных сооружений, контуры крыш, башен и фронтонов - все это создает неповторимый силуэт города, своего рода узнаваемый портрет. Ритм архитектурных сооружений, композиционное настроение ассоциативно передает дух и настроение того или иного города.
Силуэты городов обладают большим влиянием на восприятие человека. Величины горизонталей и вертикалей кажутся равнозначными только в абстрактной системе координат Декарта. В реальности горизонталь - это поверхность, по которой мы перемещаемся в любых направлениях. Поэтому любое изменение воспринимается и фиксируется нашим подсознанием. Горизонтальная поверхность не имеет четкой направленности, а движение взгляда от исходной точки на горизонтали в вертикальном направлении воспринимается очень остро. Это объясняется тем, что вертикаль вызывает у человека ассоциации с некоторым усилием, является символом победы человеческого разума, так называемым вызовом небесам. Это прекрасно описывается в библейской легенде о возведении Вавилонской башни.
С древних времен вертикаль строений, которые имели особое назначение, вторгалась в плоскость неба: купола христианских храмов, шпили и башни католических соборов, пирамиды Египта, Центральной Америки, Двуречья и так далее. Вполне закономерно, что архитектурные постройки религиозного и государственного значения должны показывать господство и преимущество над всем городским массивом. Именно так и зарождался визуальный силуэт города как художественная композиция.
В Европе во времена средневековья градостроительство отличалось постоянной битвой вертикалей. Над жилыми постройками горожан возвышались башни знатных семейств. Безусловно, они носили и оборонительный характер, но выполняли и символическую роль - обозначали представителей господствующего класса. Со временем эту функцию на себя взяли кафедральные соборы и городские ратуши, которые формировали силуэт города. Вектор направления застройки шел по принципу планетарной системы от этих сооружений.
Издавна на Руси планировка города отличалась тонким искусством организации. Благодаря ландшафтному принципу башни кремлей и соборов формировали гармоничный силуэт города. Можно сказать, что древние зодчие, словно скульпторы, вылепливали и постепенно формировали его. Разрастаясь, новые постройки как бы уравновешивали многочисленные строения. Например, в Москве надстройки над башнями Кремля, которые завершаются двуглавыми орлами, закрепляют и уравновешивают силуэт города.
В настоящее время, к сожалению, во многих районах нашей страны наносится огромный ущерб общему восприятию городского пейзажа. Силуэт города довольно хрупок, и неразумная застройка не только исторического ядра, но и так называемых "спальных районов" влияет на визуальное восприятие города в целом.