Городской пейзаж - удивительный жанр живописи, позволяющий увидеть привычные городские виды в новом свете. Давайте проследим эволюцию этого жанра от эпохи Возрождения до наших дней и поразмышляем, какие идеи и настроения художники вкладывают в свои полотна.
Зарождение жанра городского пейзажа
Корни городского пейзажа уходят в эпоху Возрождения, когда художники стали изображать архитектурные фоны. Однако как самостоятельный жанр он сформировался позже, в 17 веке в Голландии. Расцвет жанра связан с творчеством великого итальянского живописца Каналетто (1697–1768). Его точные детализированные изображения Венеции до сих пор поражают мастерством:
Каналетто — "Великий канал и Церковь Санта Мария делла Салюте" (1730): Каналетто известен своими точными и детализированными видами Венеции, на этой картине он запечатлел величественный вид на Гранд Канал.
Для венецианского городского пейзажа 18 века характерно сочетание документальной точности в передаче городских видов и их романтической интерпретации. Такие полотна передают атмосферу и дух города.
Развитие жанра в 19 веке под влиянием импрессионизма
Новый виток развития городской пейзаж получил под влиянием импрессионистов. В своих картинах они стремились запечатлеть мимолетные городские впечатления и эффекты освещения.
Ярким примером может служить работа Камиля Писсарро “Бульвар Монмартр в дождливую погоду” (1897). На этом полотне художник мастерски передал атмосферу парижского бульвара в дождливый день с помощью приемов импрессионизма:
Писсарро запечатлел оживленный парижский бульвар, используя технику импрессионизма для передачи атмосферы дождливого дня.
Другой французский художник Клод Моне любил создавать серии картин, посвященных одному городскому мотиву, но в разное время суток и при разном освещении. Его знаменитый цикл полотен “Руанский собор” как раз исследует влияние света на восприятие готического собора.
Таким образом, импрессионисты внесли в городские пейзажи ощущение мимолетности, подвижности городской жизни, заинтересовались эффектами освещения и цвета.
Городской пейзаж в живописи 20 века
В 20 веке появляются новые грани в изображении городских пейзажей. Американский художник Эдвард Хоппер на своих полотнах исследует тему одиночества человека в большом городе.
Эдвард Хоппер — "Ночные ястребы" (1942): Художник исследует темы одиночества и изоляции в городской среде.
В то же время такие авторы, как Роберт Файнэл и Леонид Афремов в своих городских пейзажах, наоборот, показывают гармонию человека и окружающей его городской среды:
- Теплые пастельные тона
- Мягкое освещение
- Умиротворенные образы горожан
Это создает ощущение уюта и единения. А вот в картинах Юрия Пименова мы видим совсем другой ритм - динамичный, яркий, отражающий стремительность современной городской жизни.
Изображение мегаполиса в современном искусстве
Современные художники продолжают исследовать тему большого города в своих работах. Огромные мегаполисы с их небоскребами, рекламами, транспортными развязками - сложный и многогранный объект для творчества.
Фотографы нередко выбирают ракурс сверху, чтобы передать масштаб городской застройки и ритмику улиц, как в работах Эдуардо Нежметдинова.
Стрит-арт и граффити
Яркое городское искусство последних десятилетий - стрит-арт и граффити. Художники размещают свои работы прямо на стенах домов, гаражей, заборов. Это тоже своеобразный "пейзаж" современного мегаполиса.
Одни авторы стремятся вписать яркие образы в городскую среду, сделать ее более красочной. Другие используют граффити для социальной критики или выражения протеста.
Футуристические города в искусстве
Художники и писатели уже давно фантазировали о том, как будут выглядеть города в будущем. Эти футуристические виды тоже можно считать разновидностью "городского пейзажа".
Особенно много таких образов появилось в жанрах фантастики и киберпанка. Город предстает как пространство небоскребов, летающих машин, неоновых огней рекламы.
"Умные города" - реальность или фантастика
А как насчет "умных городов" - таких, где все технологические процессы оптимизированы с помощью цифровых систем? Воплощение этой футуристической идеи мы можем наблюдать в таких проектах, как Иннополис в России или Сонгдо в Южной Корее.
Однако пока рано говорить об их полной реализации - скорее это попытки приблизиться к футуристическим городским пейзажам из книг и фильмов.
Экогорода - новый идеал
Наконец, отдельного упоминания заслуживает концепция "экогородов" - поселений, максимально экологично вписанных в окружающую среду. Такие проекты тоже во многом пока остаются "городами мечты".
Однако некоторые элементы устойчивой застройки уже находят воплощение в реальных градостроительных решениях по всему миру. Значит, и эти фантазии художников когда-нибудь могут обрести реальные черты.
Граффити как отражение социальных процессов
Граффити часто являются своеобразной летописью современности. Они отражают волнующие общество темы, настроения, конфликты.
Например, недавние события на Украине также нашли свое выражение в граффити. Они становились полем борьбы пропагандистских образов и лозунгов - как с российской, так и с украинской стороны.
Выход из подполья: стрит-арт признается искусством
Если раньше граффити часто находились вне закона, то в последние годы отношение к стрит-арту меняется. Лучшие его образцы признают произведениями искусства.
Проводятся официальные фестивали, где на специально отведенных площадках художники могут создавать свои полотна. Работы некоторых граффити-художников выставляются в галереях и музеях.
Инсталляции и перфомансы как часть городского пейзажа
Еще одно современное направление в искусстве, которое активно использует городское пространство, - инсталляции и перфомансы.
Художники размещают в городе необычные объекты, организуют уличные представления, вовлекая зрителей. Подобные акции призваны заставить горожан по-новому взглянуть на привычную среду.
Город глазами фланировщика и лирического героя
Кстати, вспомним еще несколько литературных образов, связанных с восприятием городского пространства:
- Фланировщик - наблюдательный прогуливающийся без особой цели
- Лирический герой - чутко впитывающий городские впечатления
Эти образы тоже отражают разные грани взгляда на город, разные способы его художественного переживания.
Наконец, город зачастую становится в литературе частью самоидентификации персонажа. Например, известная фраза: "Я - петербуржец, и это звучит гордо". То есть городской пейзаж в данном случае отражается во внутреннем мире героя.