Реформирование форм ведения коммерческой деятельности, методы проектирования организационных структур управления трансформирует и социально-экономические характеристики бизнесменов. Современное развитие предпринимателей характеризуется все большей спонтанностью, что оказывает существенное влияние на качественные характеристики его структуры.
Во-первых, повышается уровень моральной ответственности, способствующий формированию высоко морального стандарта общества знаний. Все большее значение приобретают типы организационных структур управления, где понятия «доброе имя», и деловая порядочность и репутация предпринимателя, получают оценку и распространение в контрактах нового типа - «договорах на доверии». Высокий престиж знаний выступает основой для гармонизации уровней материального благосостояния и интеллектуального развития. Формирование устойчивых нравственных ценностей в предпринимательстве создает значительные возможности для сокращения трансакционных издержек.
Во-вторых, практически все современные типы организационных структур управления требуют высокого образовательного стандарта субъектов хозяйствования. Сфера образования является элементом экономической и социальной систем одновременно. Будучи одним из важнейших элементов формирования «новой экономики», образование вносит значительный вклад в обеспечение социальной мобильности и поддержание дезинтеграции общества. Для экономики знаний характерно получение образования всю жизнь, непрерывный процесс приобретения навыков, знаний, умений и опыта. Поэтому наличие только избирательного интеллекта в сочетании с деловой интуицией и способностями к логическому анализу является явно недостаточным для восполнения образовательных изъянов. Экономика знаний ставит деловые круги перед необходимостью постоянного выбора и поиска новаторских решений, повышающих эффективность ведения бизнеса. В подобной ситуации элитарное образование способствует ускорению социальной конверсии. Классификация организационных структур управления сегодня настолько многогранна, что глобализация дает дополнительные возможности в получении образования. Его новым элементом выступает расширение ориентации на прикладные сферы и рыночные отношения. Однако сам по себе уровень образования не является источником стабильного делового роста. Принципиальное значение приобретает его практический аспект, поэтому большое внимание уделяется не только самому образованию, но и его качеству.
В-третьих, экономика, основывающаяся на интеллектуализации труда, выдвигает серьезные требования к творческому потенциалу и нестандартности мышления предпринимателя. Если предприниматель наделен особым интеллектом, то он оказывается непосредственно причастным к научно-техническому прогрессу, применению его в производственной и хозяйственной деятельности, а значит, и получению прибыли, вовлекая тем самым в интеллектуальную деятельность все большее количество людей.
Современные типы организационных структур управления, сущность и содержание экономики знаний вызывают возрастание социальной ответственности бизнеса, связанные с передачей части государственных функций предпринимательству. Социальная ответственность трактуется как способ ведения бизнеса, соответствующий этическим, общественным и законодательным нормам. Она представляет собой институционально закрепленную систему, регулирующую поведение различных субъектов коммерческих отношений. Рассматриваемые типы организационных структур управления предполагают, что основу социальной ответственности составляют базовые принципы: во-первых, предоставление высококачественных услуг; во-вторых, обеспечение безопасности труда; в-третьих, вклад в развитие общества путем содействия развитию общественных интересов и общепринятых ценностей. Для субъектов коммерческой деятельности социальная ответственность представляет собой долгосрочную стратегию, в экономически развитых странах, это давно осознали.
Повышение социальной ответственности проявляется на всех уровнях экономической системы: в институализации отношений государства, предпринимательских структур и гражданского общества, в содействии росту образования населения и рыночной образованности предпринимателей, в развитии культуры, спорта, искусства и повышении качества жизни, поддержке экологических организаций.