Понятие «род занятий» имеет несколько значений, однако для современных людей наиболее актуальным является тот случай, когда под ним подразумевается деятельность человека, направленная на получение дохода для обеспечения своего существования. Вроде бы это почти похоже на определение профессии, но есть небольшое отличие. Род занятий - это то, что есть у человека в определенное время. Профессия - это что-то неотъемлемое, и очень часто бывает, что она в какое-то время может не совпадать с текущим способом заработка на жизнь. Учитывать эту разницу необходимо, когда заполняются документы, где просят указать род занятий: анкета, автобиография, протокол, заявление. Ведь может оказаться так, что, перепутав понятия, человек формально соврет, а это может привести к негативным последствиям.
Чтобы не было путаницы, следует обратить внимание на то, что влияет на выбор профессии, а также на то, как человек принимает решение, выбирая род занятий. Как правило, это происходит еще в школе. Какой профессии должен научиться их ребенок, чаще всего решают родители, а не он сам. Причем их мнение зачастую основывается на субъективных факторах: ситуации, сложившейся в обществе в данное время, престижности профессионального учебного заведения, советах друзей и родственников. Но в этом и заключается главная опасность - решение может оказаться неверным. То, что сегодня престижно и хорошо оплачиваемо, завтра может стать невостребованным на рынке труда. Род занятий, наоборот, выбирается под воздействием объективных условий, в которых оказывается человек.
В любое время можно найти массу примеров того, когда учитель работает продавцом, инженер открывает свою фирму, военный занимается сельским хозяйством и т. д. Что же подталкивает людей к этому? Из-за чего они выбирают род занятий, не соответствующий их первоначальной профессии, которую они получили благодаря стараниям своих родителей? Основных причин две. Первая - это низкая потребность в определенных рабочих или специалистах на рынке труда. Вторая - это размер вознаграждения. Оба эти фактора ставят под угрозу комфортное существование человека. Он может просто оказаться без работы, либо доходов от профессиональной деятельности не будет хватать для удовлетворения даже самых необходимых потребностей.
Конечно, существуют еще не менее веские причины. Например, человек может в какой-то момент ощутить, что он совершенно не вовлечен в текущее занятие и ходит на работу, как на каторгу. При этом есть виды деятельности, к которым он реально испытывает тягу. Еще одной причиной может быть потребность в самореализации, которую он не может удовлетворить, работая по профессии. Подтверждением этого могут служить многочисленные примеры, когда выпускники каких-нибудь технических или медицинских вузов становятся знаменитыми актерами, музыкантами, писателями.
Из всего вышесказанного можно сделать один важный вывод. Прежде чем решать за ребенка его судьбу, определяя его будущую профессию, нужно ответить на два вопроса: к чему у него действительно есть тяга и способности, и какие специалисты или рабочие будут пользоваться спросом на рынке труда, когда он подрастет.