Основные виды плетения и их способы

При упоминании о плетении у человека могут возникать самые различные ассоциации. Одни связывают этот процесс с изготовлением корзин из лозы, другие - с сотворением элегантных колье из бисера и прочих ювелирных изделий. Все это так, поскольку данный вид творчества выражается в способности мастера из относительно мягкого сырья создавать жесткие предметы и конструкции, которые смогут держать свою форму. В нашей статье мы расскажем о нескольких видах плетения и материалах, применяемых для этого рода искусства.

Что собой представляет плетение?

В древности такое ремесло, как витье, заключалось в изготовлении рыболовных сетей, сумок, веревок и ширм для разграничения жилой площади. Изначально для этих целей применялись необработанные стебли растений, чуть позже стали входить в обиход более эластичные материалы – шерсть животных, джут, конопляные и льняные волокна. Со временем данное мастерство набрало широкий размах, в результате чего появилось множество видов плетения. Любители творчества стали сочетать их с другими техническими приемами: вязанием узлов, наматыванием и всевозможными перевязываниями нитей. Таким образом возникло так называемое полуплетение с элементами прокалывания и связывания.

Развитие искусства по типу витья привело к таким разветвлениям, как создание кружев, бисероплетение и макраме. Последнее применяют для отделки женских сумочек, одежды, обуви. Часто элементы в технике макраме встречаются в браслетах и ювелирных украшениях.

В настоящее время свивание эластичных полос в одно целое представляет собой отдельную отрасль творческой деятельности, относящуюся к декоративно-прикладному искусству. От произведений такого рода ожидается, что они будут обладать художественным эффектом и служить для оформления интерьера и быта. Соответственно, для расширения многогранного творчества в значительной мере пополнился и ассортимент необходимых материалов. Они могут быть самыми разными как по качеству, так и по своей стоимости. К ним относятся: кожаные полосы, леска, вощеный шнур, сизаль, атласные ленты, проволока, тесьма, декоративная веревка, бумага и драгоценные материалы. В приведенном ниже обзоре вы сможете ознакомиться с видами плетения цепочек и интересным родом занятия – изготовлением аксессуаров из бумажных трубочек.

Виды плетения, плетение трубочками

Сувениры из бумажной лозы

Газетная лоза – это оригинальный современный материал, из которого можно создавать стильные аксессуары, например рамку для фото, коробку под документы или для мелочей. Его особенность в том, что при определенном типе покраски на готовых предметах просматривается печатный текст. Возможен и другой вариант – нужно насытить бумажные заготовки яркими красками, и тогда ваше изделие будет выглядеть весьма эксклюзивно. В основном для изготовления корзин, вазонов и шкатулок из газетных трубочек виды плетения используют те же, что и при работе с лозой. Рукоделие путем свивания осуществляется следующими способами:

  • простым;
  • свиванием рядов;
  • послойным;
  • плетением в технике квадратов;
  • скручиванием веревочкой в несколько прутьев.

Заготовка сырья

Чтобы было проще определиться с выбором конкретного вида плетения из газетной лозы, нужно сразу сделать необходимые заготовки. Когда инвентарь и достаточное количество материала будут под рукой, можно приступить непосредственно к процессу творения:

  1. Если вы остановились на решении создать изящный элемент декора, то подходящим вариантом будет газета или другая тонкая бумага. Ленты из нее нарезают шириной от 8 до 12 см.
  2. Длину вымеряют в зависимости от предполагаемого изделия. С длинными трубочками работать неудобно, однако некоторые мастерицы советуют все-таки наращивать их длину для выполнения больших конструкций.
  3. Спицу, на которую будут накручиваться полосы, необходимо расположить под острым углом. Затем по мере наматывания бумаги ее, соответственно, вращают.
  4. Края трубочки следует закрепить с помощью клея. Если она получилась слишком короткая, то в более широкий проем вставляется следующая заготовка и сразу фиксируется. Однако данный прием вам чаще придется выполнять во время работы с изделием, поскольку рассчитать заранее его размер не представляется возможным.
  5. Завершающий этап – покраска бумажной лозы. Для этой цели лучше использовать акриловые краски или гуашь. На готовом изделии нужно будет выделить некоторые акценты с помощью легких оттенков. Здесь можно воспользоваться пищевыми красителями или баллончиком с водоэмульсионной краской.
  6. На готовые произведения нужно обязательно нанести защитный слой из лака. Лучше это сделать несколько раз для надежности и декоративного внешнего вида.
Виды плетения из газетных заготовок

Самый простой способ для начинающих

Начинающим рукодельницам стоит рассмотреть простейший вариант с элементарными приемами плетения трубочками. Вид плетения - это не единственный критерий, по которому оценивается предмет творческой деятельности. Возьмем для образца конфетницу, связанную самым легким способом. Если при работе вплетать разноцветную бумажную лозу по намеченной схеме, получится уже неплохая пестрая чаша для детей. Однотонные изделия можно декорировать декупажными салфетками. Живописная окраска готовых емкостей придает им вес и богатый вид. Конфигурацию в форме кувшина с большой оригинальной ручкой можно использовать в качестве горшка для комнатных растений. Желающим освоить бумажное мастерство нужно выполнить всего лишь несколько последовательных действий:

  1. Берем картон и вырезает круглое донышко. По всей окружности располагаем лозы таким образом, чтобы они немного заходили на основу. В этом месте их нужно зафиксировать клеем.
  2. Вырезаем еще такой же плотный круг и приклеиваем к нижнему. Края газетных веревочек должны остаться между ними. Первые лозы будут служить каркасом для дальнейшего вплетения остальных трубочек.
  3. На один из основных прутьев крепится рабочая полоса. На дно сразу устанавливается емкость желаемой конфигурации, которую нужно будет обвивать.
  4. Рабочей трубочкой нужно поочередно обвивать каркасные прутья. Первый с внутренней стороны, последующий – с внешней.
Виды плетения цепей

Изготовление цепочек и браслетов из драгоценных металлов

В зависимости от процесса, применяемого для изготовления цепочек, виды плетения подразделяют на машинное, ручное и штампованное. По качеству и способу изготовления звеньев их делят на пустотелые и цельные.

Связанные ленты из серебра или золота, полученные автоматизированным путем, получаются предельно тонкими (0,2 мм). Однако инновационное оборудование не способно полностью заменить руки профессионала в работе с драгоценным металлом.

Выполняя свою работу, ювелир может использовать лишь небольшие станки с отделениями для звеньев и столбиков. Ручная работа предполагает только изготовление оригиналов, не подлежащих тиражированию. Поскольку этот процесс кропотливый и занимает много времени, он является и самым дорогим.

Метод штамповки подразумевает ручное соединение предварительно изготовленных колечек на специальном оборудовании. Такая работа стоит недорого. Штампованные украшения подвержены деформации и, соответственно, недолговечны.

Типы изделий

Из множества вариаций выделяют три основных вида плетения: якорное, панцирное и бисмарк. Именно они послужили толчком для развития новых типов свивания изделий из металлов (всего их имеется более 50). Они бывают самыми простыми и достаточно витиеватыми. Мастера-ювелиры создают затейливые элементы из серебра и золота, затем объединяют их в многосложные цепочки. Отсюда вытекают виды и названия плетения цепей. Предлагаем провести совместный обзор популярных украшений, в котором, возможно, вы найдете свой вариант.

Виды плетения цепочек

Якорное

Классический, весьма популярный вид плетения золотых цепочек, отлично сочетающийся с кулонами и подвесками. Звенья бывают квадратными, круглыми или овальными. Независимо от их конфугурации, плетение цепочек в этой технике выполняется по принципу перпендикулярного соединения каждого отдельного элемента. Готовое изделие напоминает по своей форме якорную цепь. Подобные задумки являются прекрасным решением для мужчин, особенно когда они изготовлены из крупных звеньев. Представителей сильного пола привлекает в этих украшениях их простота и надежность.

Виды и названия плетений

Рассмотрим самые распространенные разновидности данного плетения:

  • Морской якорь. Каждое звено в цепи наделено перемычкой, предназначенной для укрепления.
  • Венецианское. Изделия, созданные по данному типу, собираются из расплюснутых, широких звеньев, поочередно соединяющихся в противоположных направлениях. Отдельные фрагменты могут иметь как прямоугольную, так и квадратную форму.
  • Бельцер (ролло). Цепочка выполняется из ровных круглых колечек.
  • Кордовое. Интересная задумка, в которой в одном фрагменте объединяется сразу несколько звеньев. Между собранными элементами проходит по два одинарных звена. Цельное изделие отличается крученной конфигурацией.
  • Гарибальди. Вид плетения, а котором элементы соединяются попарно. Его также относят к типу двойное ролло.
  • Двойной морской якорь. Представляет собой простую цепочку, выполненную из овальных двойных звеньев.

Панцирное

Самый прочный тип связки, в котором колечки крепятся в одном направлении. Подобные произведения представляют собой отшлифованные с обеих сторон плоские полосы с самым разнообразным орнаментом. Изделие красиво укладывается на шее, не перекручивается и имеет шикарный блеск. В арсенале ювелирных украшений, выполненных в этой технике, встречаются изящные вариации для женщин и массивные, крепкие цепи для мужчин. Это наиболее удобная технология, применяемая для плетения браслетов. Виды и размеры панцирных золотых изделий различны, что позволяет сделать выбрать аксессуар по вкусу:

Виды плетения браслетов
  • Веревка. По своей форме изделие напоминает жгут, выполненный в технике макраме. Его особенность в том, что мелкие колечки по всей его длине располагаются очень плотно и сливаются в единое целое.
  • Фигаро (нона). Этот тип плетения интересен тем, что может включать в себя несколько типов материалов, например золото трех цветов. Еще одной характерной чертой является чередование элементов разного размера.
  • Лав. Оригинальное исполнение, где звенья изготовлены в форме сердечек. Изысканный шедевр ювелирного творчества отлично смотрится на юных особах, поскольку обладает элементом романтичности.
  • Снейк (кобра). Панцирный способ, выполненный из сжатых звеньев, непрерывно собранных в одну дорожку. В целостных видах плетения цепочки чаще всего бывают пустотелыми. Украшение больше подходит для делового стиля одежды.
  • Улитка. Собирательные элементы в этом способе свивания – завитушки, имитирующие канцелярские скрепки.

Бисмарк

Технология бисмарк выделяется изысканностью и сложностью работы, что и отличает ее от других видов плетения. Фото с образцами ювелирных изделий можно рассмотреть в предоставленном обзоре. Принцип связывания звеньев многогранен и полон фантазий. За счет разнонаправленности колечек такие цепочки надежны и носятся довольно долго. Они бывают ажурными и многорядными, чаще ручной работы.

Виды плетения из газетных трубочек
  • Московский. Отдельный фрагмент в цепи представляет собой некую пружинистую спираль. В процессе работы их соединяют по два и кладут под пресс.
  • Королевский. На боковых сторонах колечек присутствуют накручивающиеся спиральки из тонкого драгоценного материала.
  • Питон. Утонченная работа, выполненная с участием рук мастера. Это ажурные изделия, способные оставлять неизгладимые впечатления у любителей красоты.
  • Тройной. Свивание золотой дорожки происходит путем скрепления элементов, состоящих из трех спиральных скручиваний.

Когда дело касается выбора вида плетения в браслете, то здесь, несомненно, лидирует бисмарк. Помимо того что этот способ гарантирует высокое качество, готовые изделия необычайно красивы. Несмотря на то что в ювелирной коллекции больше мужских вариантов, такое искусное витье нравится многим женщинам. Например, можно обратить внимание на объемную вязку роза. Она состоит из частей, в которых звенья собраны по кругу и создают впечатление пышных цветков.

При выборе женских украшений для шеи нужно обязательно учитывать толщину драгоценной проволоки, иначе изделие будет смотреться грубо.

Виды плетения из газетных

Как выбрать ювелирное изделие?

Морской якорь относится к универсальному типу изделий, поэтому подходит для всех. Панцирные дорожки отличаются нежностью и легкостью и являются чудесным вариантом для представительниц прекрасного пола. Бисмарк – сугубо мужские массивные украшения, но встречаются вариации и для женщин.

Для браслета подойдет любая техника выполнения, если он хорошо будет сочетаться с кулоном и цепочкой. Если предполагается носить его в качестве самостоятельного украшения, то лучше отдавать предпочтение типу бисмарк или панцирному.

Можно создавать комплекты, в которых медальон, цепочка и браслет из разных типов вязки. Главное, чтобы они подходили по цвету и толщине металла. К примеру, массивное панцирное свивание гармонирует технике бисмарк. Цепочка фигаро неплохо сочетается с ручными украшениями, изготовленными по принципу ромб.

Важно соблюдать и принципы соотношений в размере, весе и окраске ювелирной проволоки. Миниатюрная подвеска не подойдет к массивному плетению, равно как и изящная цепочка не может служить основой для крупных подвесок.

Немаловажную роль играет и длина изделия. В ювелирном мастерстве выделяют короткие – 40 см, средние – 50 см и удлиненные – от 60 до 70 см. При выборе украшения обязательно учитывается тип внешности. Самые короткие изделия будут хорошо выглядеть на длинной шее. Средний размер является самым популярным – при носке изделие располагается в верхней области декольте. Мужчинам следует остановить свой выбор на цепочках, длина которых - более 50 см.

Заключение

Нельзя сказать, что названия и виды плетения, представленные выше, – это все, что могут предложить ювелиры. Все же надеемся на то, что наш обзор поможет сориентироваться, когда вы окажетесь в окружении красоты, представляющей мир ювелирного искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.