Как известно многим образованным людям, сотрудничество - это совместная деятельность людей или юридических лиц, в результате которой каждый из них приобретает какую-либо выгоду (или рассчитывает получить). Как правило, наиболее ярко оно проявляется в деловой сфере. Там сотрудничество - это итог определенных договоренностей между партнерами. Причем до этого они могли быть даже конкурентами. Зачем тратить финансовые и трудовые ресурсы на борьбу, когда для такого же экономического результата достаточно договориться, определить границы влияния и работать спокойно?
Иногда сотрудничество - это объединение компаний в коалицию для того, чтобы решить какую-нибудь общую проблему. Например, вытеснить другую фирму с рынка, а оставшийся сегмент разделить пополам, а не довольствоваться его третью. Деловое сотрудничество очень часто является процессом, при котором один субъект рынка дополняет другой, помогает ему в чем-то. В частности, это могут быть партнерские отношения между СМИ и крупной промышленной корпорацией. В этом случае бизнес-сотрудничество позволяет первому партнеру использовать мощные ресурсы для подготовки интересных материалов для своих читателей или зрителей, а значит, увеличивать тираж, популярность и доходы. Для второго - это возможность улучшения и поддержания положительного имиджа, влияния на общественное мнение. Либо это могут быть тесные взаимовыгодные отношения между крупной компанией и банком.
Такую же связь можно наблюдать, когда сотрудничество - это предмет договоренности крупных торговых компаний или брендов потребительских товаров с розничными торговыми точками. Для одних это расширение рынка сбыта и глобальное укрепление позиций, для других - экономия на продвижении товаров.
Партнерские отношения могут иметь формализованный и неофициальный характер. Какие-то основы взаимоотношений могут быть зафиксированы в документах, имеющих юридическую силу, а другие - только в форме личных договоренностей двух руководителей. Как правило, если планируется акция по вытеснению конкурентов, захвату доли рынка, то подобное сотрудничество не афишируется. И даже больше - его скрывают, чтобы не иметь неприятностей с антимонопольными ведомствами. Публичности требует сотрудничество, базирующееся на взаимном получении выгод, которые не всегда могут быть материальными.
Чтобы достигнуть договоренностей, несущих выгоду людям или юридическим лицам, участвующим в них, необходимо провести большую предварительную работу. Она может включать в себя деловую переписку, когда один будущий партнер направляет предложение о сотрудничестве другому, официальные и неофициальные переговоры, договоры о намерениях, совместные акции. Кроме того, партнерские отношения должны поддерживаться и развиваться. В этом случае, кроме чисто деловых связей в рамках договорных отношений, необходимо не забывать о поздравлениях руководителей с днем рождения, профессиональными и общенациональными праздниками, приглашениями на официальные корпоративные мероприятия и т. п.