В информационный век ключевое значение для любого предприятия является обеспечение его долгосрочного развития. Для управления долгосрочным развитием предприятия необходимо определить его миссию и видение своего места на рынке, сформулировать на их основании рыночную стратегию.
Механизм стратегического управления в самом общем виде, это:
1. Выработка общей стратегии развития и финансовой стратегии как неотъемлемой ее части.
2. Трансляция стратегических целей в систему директивных оперативных показателей.
3. Контроль реализации доведенных показателей.
4. Мониторинг рыночной ситуации и изменение общей стратегии.
Наиболее распространенным механизмом реализации стратегии организации является ССП - система сбалансированных показателей, включающая широкий перечень показателей, обеспечивающих долгосрочную стабильность.
Использование нефинансовых показателей обусловлено необходимостью управления такими ключевыми стратегическими ресурсами организации, как лояльность клиентов, репутация фирмы и знания сотрудников.
В отечественной практике в качестве финансовых показателей стратегического планирования целесообразно использовать показатели прибыльности, определяемые спецификой деятельности организации. Например, рентабельность вида продукции, рентабельность проекта, размер прибыли на работника, размер прибыли на квадратный метр торговой площади, уровень кредитования и т.д.
В современных экономических условиях ни один субъект хозяйствования не может функционировать исключительно за счёт собственных средств, следовательно, возникает необходимость использования заёмных средств для финансирования деятельности, каковыми являются государственный и муниципальный кредит. В связи с этим, задачей финансового менеджмента является оптимизация структуры кредитных и финансовых ресурсов, т.е. определение наиболее приемлемого соотношения между собственными и заёмными средствами. Критерием оптимальности, может выступать рентабельность капитала фирмы, как показатель наиболее полно отражающий цель управления. В практике наибольшие сложности вызывает формирование кредитных ресурсов, т.к. их использование сопряжено с множеством трудностей: выбор источника финансирования, оценка выгодности, надёжности и др. Наибольшее распространение получили на сегодняшний день
Такие виды кредитов, как государственный и муниципальный кредит. В рамках управления структурой финансовых ресурсов, определении кредитной политики (какой кредит предпочтительнее, государственный кредит рф или коммерческий), при определении управленческих решений о направлениях и темпах развития предприятия, выборе бизнес-проектов для реализации, менеджерам субъектов хозяйствования необходима информация о предельном объёме дополнительно привлекаемого заёмного финансирования. Общий подход состоит в определении максимальной величины кредитного платежа, при сопоставлении которой с основными условиями предоставления заёмного финансирования можно определить максимальную сумму кредита, обеспечивающую последующий безболезненный её возврат с учётом текущих возможностей организации. Государственный кредит в современной россии дает возможность пополнения своих ресурсов практически всем участникам хозяйственной деятельности,
Одним из вариантов решения этой задачи может быть проведение экспресс-оценки величины средств, подлежащих высвобождению в соответствии с основными планами предприятия. Кроме этого необходимо внимательно оценить, какой именно кредит будет предпочтительнее для компании – коммерческий, государственный, и муниципальный кредит или еще иной. Необходимо оценить существующие обязательства по платежам и погашение заёмного финансирования, выявить возможные условия кредитования и определить максимально возможную величину кредитного платежа, т. е определить лимит кредитования.
При расчете наибольшей величины кредита, доступной для последующего безболезненного возврата необходимо принять во внимание предполагаемые объёмы денежных поступлений на предстоящий период, влияние расходов по обслуживанию кредита на финансовый результат, а также способ погашения кредита. В основу расчётов необходимо положить следующие аспекты:
- какой вид кредита вы используете в компании: государственный, и муниципальный кредит, или коммерческий;
- оценку сбалансированности денежных потоков организации;
- расчёт суммы процентов за кредит на протяжении всего срока пользования кредитом.
В основу способа погашения в организации рекомендуется разработка платёжного календаря, отражающего движение денег. Выбор способа погашения влияет на структуру платежей и денежные потоки. Так, при шаровом способе погашения ежемесячно выплачиваются лишь проценты, основной долг выплачивается единовременно в конце срока кредитного договора. Это правило не зависит от того, государственный и муниципальный кредит вы используете, или коммерческий, оно также положительно влияет на денежные потоки. Если организация выбирает погашение основного долга равными частями, это позволит минимизировать расходы по его обслуживанию, но приводит к сокращению срока пользования кредитом. Нейтральным с точки зрения влияния на денежные потоки является погашение кредита аннуитентными платежами. Однако данный способ увеличивает расходы по уплате процентов, что должно учитываться при разработке стратегии развития компании.