Мотоцикл как транспортное средство появился на год раньше автомобиля. Изобрел его Г. Даймлер, чье имя неразрывно связано с другим талантливым немецким инженером - К. Бенцем, построившим первую автомашину в мире. Несмотря на то что устройство мотоцикла в 1885 году было крайне примитивным, а несущая конструкция представляла собой деревянную раму, именно этот аппарат стал прообразом всех байков, рассекающих пространство в наши дни.
У автомобиля и мотоцикла много общего. Оба приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания. У них есть трансмиссия, тормоза, система подачи топлива, охлаждения, зажигания, карбюратор, руль, глушитель, сиденья и бензобак. Присутствуют и дополнительные эксплуатационные устройства и, конечно же, несущая конструкция, объединяющая все эти узлы. У автомобиля это кузов, а у байка – рама.
Устройство двигателя мотоцикла, как правило, объединенного с коробкой передач, отличается у разных моделей. Он бывает двух- или четырехтактным. Количество цилиндров также может варьироваться от одного до двух. Принцип работы все тот же, с обычным рабочим циклом, поршнем и кривошипно-шатунным механизмом.
Система, защищающая мотор от перегрева, бывает воздушной и водяной. При эксплуатации байка следует внимательно следить за состоянием фильтра, ведь если он забьётся, двигатель перестанет держать обороты и начнет глохнуть.
Устройство мотоцикла включает в себя еще один «капризный» элемент – свечи. Они могут покрываться конденсатом, особенно при многократном запуске непрогретого мотора. В целом же система зажигания работает так же, как и автомобильная. Подача топлива осуществляется самотеком.
Карбюратор в целом похож на автомобильный. Во время войны он даже был стандартным для американских «Харлеев» и армейских джипов - «Виллисов», что очень облегчало эксплуатацию техники. Если мотоцикл долго стоял, то возможно появление налета, который нужно осторожно удалить. Для чистки жиклера лучше использовать медную проволоку.
Интересно устройство глушителя мотоцикла. Он представляет собой механический акустический фильтр типа «труба в трубе» с перегородками. Кроме полезной функции, глушитель несет и декоративную нагрузку - он ярко блестит и является предметом гордости каждого байкера, как и другие детали, покрытые хромом и никелем.
Переднее колесо закреплено в вилке, изготовленной из стальных труб, поворачивающейся вместе с жестко зафиксированным на ней рулем. Она снабжена пружинными и гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Фара и защитный щиток располагаются там же.
Устройство мотоцикла имеет еще одну специфическую черту – двойные тормоза. За заднее колесо отвечает педаль, нажимаемая правой ногой, а за переднее – правая рукоятка на руле.
Трансмиссия, установленная на большинстве моделей, позволяет включать четыре скорости, а иногда и заднюю передачу.
Хотя устройство мотоцикла и не претерпело за последние десятилетия принципиальных изменений, но некоторые технологические достижения все же облегчают суровую жизнь байкера. Сальники, выполненные из маслостойкой резины, которыми снабжена цепь, значительно продлевают срок ее службы, однако следует следить за тем, чтобы она была всегда смазана, особенно после езды по лужам.