В последние десятилетия сфера туризма развивается небывалыми темпами. А потому находится множество людей, желающих открыть турагентство. Наверняка и вам приходилось не раз видеть и слышать рекламные объявления от ранее неизвестных организаций. Однако данная сфера считается высококонкурентной, и потому, если не продумать все тщательно, можно очень быстро «прогореть» и потерять все вложенные средства.
Прежде всего вам необходимо осознать глобальность одного из самых распространенных мифов о том, будто открыть свою туристическую фирму просто. Многие считают, что все, что нужно для этого, – снять офис, посадить туда людей, принимать от клиентов заказы и купаться в полученных деньгах. Однако при этом желающие открыть турагентство совсем не учитывают один факт. Дело в том, что 99% людей готовы заплатить дороже, но воспользоваться услугами давно известной и имеющей авторитет компании.
Давайте выясним, что нужно, чтобы открыть турагентство.
Лицензия
Начать работу без нее вы не сможете вообще. А требования к получению лицензии достаточно серьезны – минимум 20% из ваших сотрудников должны иметь высшее, дополнительное или хотя бы среднее специальное образование в данной сфере. Другой вариант – иметь минимум 3 года опыта работы в этом бизнесе. Для руководителей турагентства эти 2 требования объединяются. Лицензию выдает департамент туризма Минэкономразвития. Причем у вас уже должен быть подготовлен офис и все соответствующие документы. Ко всем прочим расходам следует прибавить затраты на аренду (около 60 дней, когда департамент туризма будет заниматься рассмотрением вашей заявки).
Другие сертификаты
Помимо лицензии, вам потребуется сертификат, являющийся подтверждением того, что оказываемые вашим агентствам услуги соответствуют текущим стандартам качества. А еще гигиенический сертификат, подтверждающий, что вы прошли курсы, где вам подробно рассказали, какие тропические болезни могут поджидать туристов.
Офис
Если вы задались целью открыть турагентство, тщательно продумайте интерьер офиса – от него во многом будет зависеть впечатление ваших клиентов. В помещении обязательно должны присутствовать несколько телефонов и выделенный интернет. На стенах офиса следует развесить как можно больше дипломов и сертификатов. Они поспособствуют росту доверия к вам со стороны клиентов.
Сезонность
Если вы хотите открыть турагентство в разгар сезона, лучше начинать готовиться за 2-3 месяца. Вторая половина апреля, июнь-сентябрь и конец ноября-декабрь – самые прибыльные в туризме периоды. А вот «застойными» можно назвать октябрь, январь, февраль и в какой-то мере март.
Рекламная кампания
Вам потребуется развернуть масштабную маркетинговую кампанию в сети, а также описывать свои услуги в печатных изданиях города. Позволить себе рекламу на ТВ или на радио могут лишь единичные агентства.
Трудности начинающего агентства
В первый год приходится очень сложно. Как минимум за счет того, что не сформирована полноценная клиентская база. Постоянные клиенты начинают появляться лишь на 2-3-й год. На 3-й, кроме того, многие предприниматели вообще отказываются от идеи заниматься агентством, так как возникает ощущение некой застойности в делах. На этом этапе отсеиваются более 40% агентств. Однако оставшиеся окончательно закрепляются в своей нише.
Расходы и прибыль
Если вы думаете о том, как открыть турагентство в России, вам следует учитывать такие расходы, как аренда офиса, рекламная кампания, зарплата работникам и различные налоги. Начинающие фирмы редко переступают планку в 50 путевок в месяц, хотя более крупные и известные конкуренты в разгар сезона могут обслужить и 200, и 300 клиентов. Прибыль поступает за счет договора с туроператором (с которым также заранее оговаривается доля агентства, комиссионные). Средняя стоимость путевки – 400 долларов. А процент комиссионных чаще всего составляет около 10%. Проведя простые расчеты, получаем ежемесячную прибыль в размере от 2 до 8 тысяч у.е.