Что такое планета? Споры продолжаются

Если вам известно, что такое планета, значит, вы знаете больше, чем ученые-астрономы. Потому что они не уверены в определении этого термина. Например, некоторые считают Плутон планетой, другие - нет.

что такое планета

Изначально так называли Марс, Венеру, Юпитер, Сатурн, Меркурий. Кстати, названия планет пришли к нам из греческой и римской мифологии. Земля была для древних особенной, отличной от других небесных объектов. Луна и Солнце тоже причислялись к «блуждающим телам» несколько иной природы. Вы никогда не задумывались, почему у нас один выходной в семь дней? Это не отражено в русском языке. А вот во французском, итальянском языках, например, ясно прослеживается связь между этой «великолепной семеркой» и днями недели: понедельник – Луна, вторник – Марс, среда – Меркурий, четверг – Юпитер, пятница – Венера, суббота – Сатурн, воскресенье – Солнце.

Уран был открыт в 18 веке. Затем, благодаря исследованиям Леверье и Адамса, Нептун (в 19 веке). В 1930 году мир узнал о существовании Плутона. Это открытие сделал Клайд Томбо. Плутон все-таки называют девятой планетой. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что такое планета?

все планеты

Само это понятие сформировалось у нас исторически. На небе мы видим пять планет невооруженным глазом. И все оказалось бы куда сложнее, если бы астероиды были ярче. Астрономы договорились называть планетой объект, который находится на орбите звезды, к тому же он должен быть достаточно больших размеров, чтобы превратился в сферу из-за гравитации. У многих комет и астероидов очень странные формы.

Точного определения «что такое планета» не было. Но все же за Плутоном закрепилось именно такое название. На самом деле, это очень странный объект, и он сильно отличается от остальных больших планет. Орбита его несколько более вытянутая. Как выяснилось, Плутон очень маленький. Гораздо меньше, чем полагали астрономы ранее. Все планеты Солнечной системы расположены «по росту»: 4 земной группы в начале, затем планеты-гиганты. Плутон сюда явно не вписывается.

Затем открыли спутник Плутона – Харон, который по размерам практически такой же. Это тоже несколько атипично: у всех планет спутник гораздо меньше размером.

названия планет
Койпер (американский астроном) предположил, что за Нептуном находится пояс астероидов. Это стало еще одним ударом по «статусу» Плутона. Такой пояс действительно есть! В настоящее время он носит название пояс Койпера. Тела в нем несколько отличны от астероидов. Зато очень уж похожи на Плутон, только поменьше размером. Теперь всем стало понятно, что Плутон – один из крупных объектов пояса Койпера. Но пока прежнее название за ним сохраняется. Ученые, в большинстве своем, люди консервативные, поэтому решили пока оставить все, как есть.

И все-таки, что такое планета? В скором времени этот вопрос станет очень даже актуальным. Поскольку известно, что уже открываются планеты других звезд.

Основной параметр – масса. Менее крупные объекты – астероиды, более массивные – звезды. Со звездами все ясно. У них должна быть высокая температура, чтобы происходили термоядерные процессы. Планета на своей орбите должна быть одна, если объектов много («пояс»), то это астероиды.