Мюзикл как жанр зародился в конце XIX века в США. Сегодня он очень популярен во всем мире, в том числе и в нашей стране. По своей сущности он представляет собой оперетту, однако выделен в отдельный вид искусства. По какой причине – разговор особый.
И мюзикл, и оперетта есть совокупность музыкальных номеров, диалогов, танцев и других художественных приемов, объединенных единой сюжетной линией. Так в чем же разница?
Некоторые музыковеды, считающие, что они хорошо знают, что такое мюзикл, утверждают: "Все дело в вокале". Вернее, в его школе. Дескать, в опере он один, в оперетте другой, а в мюзикле третий. Однако во всех трех случаях голоса нужны, и хорошие. Существует много записей с партиями из известных мюзиклов, например, колыбельной Клары из «Порги и Бесс» Гершвина, или «Памяти» из «Кошек» Эндрю Ллойда Уэббера, исполняемых известными оперными исполнителями.
Вторая версия разли
чий жанров – сюжет. Опера обычно трагична, оперетта - комична. А что такое мюзикл - комедия, трагедия или фарс? И то, и другое, и третье. Но ведь и оперетты бывают грустными... И мюзиклы тоже... Нет, дело не в сюжете.Третья, наиболее важная составляющая мюзикла – джаз. Есть, впрочем, и рок-оперы, которые тоже можно отнести к тому же жанру. «Юнона и Авось», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Волосы» дают вполне конкретное представление о том, что такое мюзикл и каким он должен быть. Вот на этих лучших образцах жанра и стоит остановиться поподробнее.
С самого своего зарождения в мюзиклах использовались самые модные музыкальные формы. И если опера «Порги и Бесс» ориентирована на поклонников джаза, то в «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна ощущаются интонации рок-н-ролла, впрочем, в симфоническом оформлении. «Иисус Христос - Суперзвезда», «Кошки», «Эвита», «Призрак Оперы», «Сансет бульвар» и другие произведения Уэббера ближе к культуре рока семидесятых.
Однако и в таком предположении есть свои противоречия. «Граф Монте-Кристо» - мюзикл современный, однако, как ни странно, хип-хоп или R-N-B при его прослушивании не обнаруживается. То же можно сказать и про «Собор Парижской Богоматери». Он звучит так, как будто написан лет тридцать назад, и это совсем неплохо. Такая стилистика свидетельствует о том, что жанр в общих чертах сформировался, у него появились свои, присущие лишь ему представления о классике. Теперь нет необходимости подробно и нудно рассказывать, что такое мюзикл, достаточно привести примеры произведений, и каждый поймет. Также не нуждается в пояснении и опера, и оперетта - жанры вокального искусства, которые в свое время бурно развивались и вызывали много споров.
Постановка мюзикла – дело трудоемкое. Режиссер отвечает за творческую концепцию шоу, вокалистов, хоровые партии и драматургию, главный художник - за оформление декораций. Немалые заботы и у костюмера. Одной из черт этого жанра неизменно является зрелищность. Все должно быть красиво: и звук, и костюмы, и хореография. Техническое оформление, в том числе освещение и сценическая механика, также организуется по «последнему писку». Занимаются всеми этими вопросами исполнительные продюсеры. Мюзикл только тогда можно считать состоявшимся, когда за него «проголосовал ногами» зритель.