Усидчивость – не та характерная особенность, которая свойственна детям. Особенно младшего возраста. Большинству малышей необходимо движение. Учитывая эту потребность, воспитатели и педагоги в детских учреждениях устраивают физминутки для дошкольников и ребятни младших классов в процессе длительной образовательной деятельности. Разминка снимает нагрузку, дает возможность отдохнуть, переключить внимание, которое затем им проще сконцентрировать на обязательных тематических занятиях.
Минутка для отдыха
Получение образования требует большого нервного напряжения. На все органы чувств ребенка давит не только обязательная к запоминанию информация, но и необходимость длительный период времени находиться в статическом положении – сидя прямо, сложив руки на коленях или парте. У детей трех-четырех лет терпение держаться в подобной позиции заканчивается спустя десять минут, а у некоторых и того меньше. Семилетки могут усидеть неподвижно немногим больше – 15 мин. Далее им необходимо не просто сменить позицию, а как следует размяться. Но слишком длительные и энергичные паузы могут выбить их из образовательной колеи надолго, потому на веселые физминутки для дошкольников и младшеклассников в процессе занятий выделяют немного времени. А вот после образовательного процесса, в качестве бонуса, а порой и для того, чтобы в виде игры закрепить пройденный материал – порядка 15-20 минут.
Понять, что ребенок устал от премудростей науки, несложно. Первый сигнал – потеря интереса к происходящему. У детей он проявляется по-разному. Одни начинают вертеться, другие зевать, третьи – переговариваться между собой. Второй сигнал для педагога или воспитателя, что пора сделать перерыв в занятиях – либо несвойственная теме тишина в помещении и вялость детей, либо излишний шум от их громких разговоров между собой. Реакция на усталость от избытка информации, которую они уже не способны усвоить, во многом зависит от возрастного диапазона аудитории. Лучшее решение в подобной ситуации – физминутка для дошкольников с движениями. У них она бывает более интенсивная и длительная, чем у ребят начальных классов. Здесь не работает прием: «Мы читали, мы писали, наши пальчики устали». Нужна программа поинтереснее. Потому в нынешних детских садах созданию физминуток уделяется так много сил и времени.
Эмоциональное и умственное напряжение у детей во время занятий необходимо снять не только быстро и эффективно, но еще и правильно, чтобы возобновление обучающего процесса дало в итоге отличные результаты. Важно переключить их интерес, но не уводить далеко от темы. Так, математические физминутки для дошкольников помогут им усвоить материал по сложению и вычитанию. Небольшое вступление в начале перерыва способно отвлечь от того, что перестало их интересовать, и пробудить внимание к новому процессу. Перед тем как закрепить математические задачки на примере перекладывания яблок из одной корзины в другую, которые находятся в разных углах помещения, дети могут несколько минут отгадывать загадки или вспоминать любимые сказки. Затем, бегая между корзинами, тренировать счет и разминать мышцы. И весело, и полезно.
Делу – время, потехе – час
Как правило, образовательное занятие в детском саду длится 20-25 минут с учетом небольшого перерыва на разминку. Паузы могут заполнять простые движения в виде танцев маленьких утят или других птиц и животных. Детям предложат придумать и повторить жесты тех братьев наших меньших, которых они хорошо знают. Подобные музыкальные физминутки для дошкольников – самый распространенный способ расслабить мышцы и внимание в процессе занятий. По времени они занимают несколько минут и проводятся в виде игры. Устраивают подобные перерывы приблизительно в середине занятий. То есть, через десять минут после начала. Иногда и раньше, если детки совсем маленькие. Нередко проводится не одна, а две физминутки различного вида. Тогда эффект от занятий возрастает. Важно не увлекаться и не забывать, что главное – не игра, а обучающий процесс.
Сложность упражнений и тематика перерывов зависят от возраста детей и материала, который им необходимо усвоить. Во многом роль играет и текущее время года. Так, физминутка зимой для дошкольников с использованием комков ваты в виде снежков будет уместнее, чем летом. А разноцветные листья: желтые, оранжевые, красные, коричневые, которые необходимо собрать и разложить в кучки в зависимости от окраса, помогут лучше запомнить палитру осенью, нежели весной. В указанном упражнении многое несет воспитательный или учебный эффект. Например, форма листовых пластин научит распознавать геометрические фигуры, окрас – цвет. Их неравное количество – запомнить цифры. Наклон или приседание за листом – размять мышцы.
Движения, которые детям будут предложены в период физической паузы, должны быть простые и понятные. В идеале, кроме отражения тематики занятий, разминку следует направить на развитие как можно большей группы мышц. Это могут быть повороты, прыжки, кувырки. Незамысловатые, энергичные, но не чрезмерные. Достаточно эффективны физминутки про животных для дошкольников. Детки младших групп могут повторять движения кошки, собаки, обезьяны. Старших – тигра, оленя, черепахи. К этому возрасту они должны уже достаточно много знать о них. Правильно подобранные упражнения помогут не только размяться и передохнуть, но и укрепить дыхательную систему, а также сердечно-сосудистую. Они положительно воздействуют на нервы и деятельность головного мозга.
Декорации и бутафория
Увлечь детей интересной и полезной физической паузой помогают различные, приготовленные для этого, предметы. В большинстве случаев ими служит спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, хоккейные клюшки, лыжи, теннисные ракетки и тому подобное. Часто в виде наглядного пособия выступают овощи и фрукты. Впрочем, используя любой предмет, будь то игрушка или нетяжелая кухонная утварь, канцелярские принадлежности или даже элементы окружающего нас пространства, можно придумать и провести веселую физминутку для дошкольников. Была бы фантазия и желание подойти к процессу с творческой стороны. Чем неожиданнее использование знакомого предмета, тем интереснее для детей. Да и эффект от сравнения и запоминания материала будет больше.
Сегодня найти литературу с примерами различных увлекательных физминуток несложно. Но придуманные учителем или воспитателем самостоятельно, с ориентиром на индивидуальность своих подопечных, принесут больше пользы. В одной детсадовской группе, как правило, собраны дети с разным умственным и физическим развитием, отличными друг от друга чертами характерами. Они могут относиться к совершенно полярным слоям общества и социальным группам. Единственное, что их объединяет – это возрастной диапазон. Потому, задумывая те или иные паузы во время обучающего процесса, следует учитывать характерные особенности своих воспитанников и их физическое здоровье. Физминутка для дошкольников в стихах будет полезна тем, кто отличается завидной памятью. А у кого с этим проблемы, могут получить глубокую душевную травму.
Так и с использованием различных предметов. Одни более умело способны применять их в процессе разминки, другие – и вовсе не знать, как их держать в руках. Применение не той бутафории может не столько способствовать закреплению пройденного материала, как свести на нет целую серию занятий, и плотно поселить в сознании ребенка неприятие к теме. Например, если в группе есть дети, у которых проблемы с памятью и речью, для них можно подобрать несложные рифмованные текстовые упражнения, но внимательно следить за тем, чтобы они были во благо, а не во вред.
А физминутка зимняя для дошкольников на свежем воздухе с использованием настоящих снежков будет полезна лишь в том случае, если все ребята отличаются отменным здоровьем. В противном случае ее лучше провести в закрытом помещении, приготовив для этого скомканные листы белой бумаги или завязанные в узлы отдельные куски ткани. Такие «снежки» и бросать легко, и поранить они никого не смогут. А физминутка получится веселая и энергичная.
Звуки чуда
Большое значение имеет также музыкальное сопровождение разминок. Особенно если их необходимо направить на развитие координации движения детей. Чаще всего используется ненавязчивая или, наоборот, знакомая мелодия, но без слов. Песня с текстом может идти вразрез с тем, что говорит воспитатель, и еще больше рассеять внимание детей. А главной причиной для проведения разминок является как раз возможность переключить их интерес и сконцентрировать его на чем-то отличном от образовательной темы. Музыкальные физминутки для дошкольников проводят как с использованием записанного на пленку или цифровой воспроизводитель готового трека, так и под аккомпанемент фортепиано, аккордеона или баяна – самых распространенных в наших детских садах инструментов.
В зависимости от задачи разминки, запланированной скорости или энергичности предполагаемых движений, подбирается и музыка. Как уже отмечалось, это может быть и достаточно знакомая детям мелодия. А что чаще всего смотрят наши дети и откуда они могут знать те или иные песни? Конечно, из мультфильмов. «Маша и Медведь», «Смешарики», «Лунтик» – на сегодня самые популярные отечественные мультипликационные сериалы. Вступительные музыкальные темы к ним довольно узнаваемые и воспринимаются детьми изначально как нечто сказочное и веселое. Физминутка для дошкольников под музыку из перечисленных мультфильмов способна за секунды переключить их внимание от обучения и настроить на игру.
Но сделать мелодию узнаваемой несложно. Любая песня, мультфильм, если дать ребенку послушать или посмотреть их определенное количество раз, могут создать в его воображении определенный образ, комплекс движений, пробудить при прослушивании веселое или лирическое настроение.
Одни и те же физминутки с музыкой и движениями для дошкольников со временем могут им надоесть. Потому их важно заменять на новые как можно чаще. Имея довольно большой запас различных упражнений, их можно чередовать. Периодически возвращаться к чему-то хорошо знакомому также довольно полезно – это способствует развитию памяти и формированию ассоциаций. Правильно подобранные и проведенные физминутки отличаются не меньшим обучающим воздействием, чем скучные тематические занятия. Любую науку можно постичь в процессе игры.
Мир вокруг
Разминка необходима не только во время образовательного процесса. Многие дети любят лепить из пластилина, теста, глины, рисовать, складывать пазлы. И порой настолько увлекаются, что могут просидеть, согнувшись над столом, довольно большой промежуток времени. Спокойные дети – отдых для воспитателя, но это не то умиротворение, которое радует. Неокрепший скелет, находясь в определенной позиции, может деформироваться и вызвать множество заболеваний, самое распространенное из которых – сколиоз. Физминутки для дошкольников в процессе длительных образовательных или развивающих занятий направлены как раз на снятие напряжения всего организма ребенка, правильного развития его костной и мышечной системы, и не только. Даже небольшой комплекс физических упражнений способствует наполнение клеток мозга кислородом и усиливает его умственную активность.
Придумать увлекательную разминку с движениями, музыкой, стишками можно из всего, что окружает ребят в текущий момент или существует в их воображении. Гуляя на улице, можно повторять движения деревьев, овеваемых ветром. Руки будут изображать наклоны веток, а пальцы – шевеление листвы. Активно, наглядно, увлекательно и полезно. Или устроенная физминутка на военную тему для дошкольников способна воссоздать солдатские будни ползанием, маршированием, перебежками из одного условного укрытия в другое. При этом важно дать детям возможность окунуться в соответствующую атмосферу. Поможет нанесение на лицо маскировочного грима – не только мальчикам, но и девочкам это понравится, и, конечно – бодрящая, мотивирующая музыка. Подобные занятия дети не забудут никогда.
Еще одна любимая тема физминуток, особенно детками младшего возраста, – сказки или мультфильмы. Мало кто из них откажется побыть некоторое время в образе своего любимого персонажа. Задумка активной игры по мотивам известных произведений – также довольно простой с организаторской стороны процесс. Несложные бутафорские предметы, например, красная шапочка и корзинка, превратят в знакомую всем героиню знаменитого произведения любую девочку в считанные секунды. Физминутка по сказкам для дошкольников, как и все разминочные паузы, также должна быть активной. Переходить от дерева к дереву, повторяя текст персонажа в переговорах с Волком – не совсем то, что нужно. Физическая разминка – не тематический утренник. Здесь необходим другой подход.
Сказочный сундучок
Отличный прием – смешение произведений или отдельных элементов из них в одну небольшую физминутку. Что и с чем соединять поможет определить тема образовательного или развивающего занятия, которое запланировано на то или иное время. Например, в программном содержании урока знакомство детей с такими понятиями, как «хорошо» и «плохо». Обыграть тему можно по-разному. Явления природы: солнце, ветер, мороз, дождь, снег и тому подобное – известны ребятам даже самого младшего дошкольного возраста. Что солнце – это хорошо, а дождь – плохо, для них аксиома по определению. А если это не так? Жгучее солнце сушит растения, они могут завянуть. Не только деревьям, траве и цветам необходима вода в виде дождя, но и животным. И у людей от палящего солнца может ухудшаться самочувствие: болеть голова, одолевать жажда. После короткого знакомства с явлениями и последствиями от них важно закрепить материал в процессе физминутки для дошкольников с движениями. На помощь приходит сказка.
Для самых младших важны максимально приближенные к волшебным предметы, которые они будут использовать в процессе разминки. Например, извлеченный из укромной ниши и заполненный различными чудесными вещами сундучок. После правильно поданного образовательного занятия ими даже обычная игрушечная лейка будет восприниматься, как сказочная. Особенно, извлеченная из волшебного сундучка. Как растения греются, нежатся под ласковым солнышком, затем сникают, увядают и вновь оживают после дождя, могут изобразить и самые маленькие детки. Одни из них первыми изображают растения, а остальные – дождик с лейками. Затем ребята меняются ролями. Интересные физминутки для дошкольников развивают, учат, расслабляют, а в виде игры помогают усвоить материал гораздо легче и быстрее.
Они также укрепляют организм детей. Так, повторяющие трепет листьев движения, развивают мелкую моторику рук, марширование и ползание – благотворно действуют на мышечный тонус, опорно-двигательный аппарат. Упражнение на определение «хорошо/плохо» помогает не только понять противоречия в явлениях природы, но и научить заботиться о растениях и животных. Математические физминутки для дошкольников знакомят ребят с цифрами, а детишек постарше - с несложными арифметическими приемами, тренируют память. Для любой разминки из волшебного сундучка можно извлекать заранее приготовленную бутафорию, которая сама собой увлечет детей, так как им очень важна визуализация процесса.
Резвые зверята
Изображать животных – еще одно любимое занятие ребятни. Фиминутка с элементами движений пантеры, зайца, черепахи несет массу полезных функций, влияющих как на физическое развитие ребенка, так и на умственное. Она создает положительный эмоциональный настрой, способствует мысленной активности. Кроме того, периодичность разминок со временем пробуждает в детях потребность в интенсивных упражнениях и любовь к спорту в целом. Физминутка для старших дошкольников с подражанием движений животных существенно отличается от той, что применяется в отношении младших детей. Малыши четырех-пяти лет могут плохо понимать как потягивается тигр или леопард, прыгает пантера или тушканчик. Но как ищет след зайца волк или петляет по лесу лиса, они могут представить достаточно точно и повторить движения. Извлеченные из волшебного сундучка маски с мордочками веселых и добродушных зверят только усилят эффект. Ребята будут усерднее стараться стать похожими на то или иное животное.
Разминка – не единственное достоинство упражнения со зверятами. Превращение в братьев наших меньших знакомит с новыми существами, их повадками, привычками. Способствует формированию в детских душах сострадания и заботы. Что педагог заложит в их разум и сознание, то они и понесут по жизни. Например, на примере трусливого и слабого зайца показать его зависимость и беззащитность перед сильными волком и лисой. Что одни – хищники, а другие безобидные и безопасные для людей – также полезная наука. Предметом изучения могут стать не только животные, но и птицы. Физминутка для дошкольников с перечислением знакомых пернатых существ, изучения отличительных особенностей, повторение их повадок – довольно увлекательное занятие.
За один образовательный урок ребята могут познакомиться с ними всеми по бумажным картинкам, пластмассовым фигуркам или телевизионным видеороликам. В перерывах, устроенных для физминуток, можно показать, как они представляют походку, бег, прыжки того или иного животного, насекомого или птицы. Педагог может продемонстрировать детям готовую фигурку или описать отличительные особенности зверя, а им необходимо его отгадать и показать. Как перебирает лапками жучок, как расправляет крылья и летает стрекоза, как сидит, нахохлившись на ветке, ворон. Можно придумать десятки разнообразных заданий.
В зависимости от времени года можно научить детей особенностям погоды в то или иное время на примере поведения лесных животных. Например, ребятам необходимо сперва рассказать, затем показать, а следом и научить, как по осени медведь забирается в берлогу, чтобы выйти из нее только весной. Как он сосет палец, как разминается после зимней спячки, потягивается, выбирается наружу. Физминутка про зиму для дошкольников имеет свои особенности, тут необходим «теплый» антураж: шапочка, варежки, лыжи. Для лета будет уместен сачок, удочка, кормушка. Все зависит от заданий, которые детям даст воспитатель, и чему будет стремиться их научить.
Дорога домой - по правилам
Важные знания с детства – правила дорожного движения. Ежедневно малыши сталкиваются с необходимостью переходить улицу, да не одну. А если они живут в большом городе, вокруг них множество машин, пешеходных переходов, светофоров, перекрестков, тротуаров. Они должны не только знать для чего существует, к примеру, подземный переход или шлагбаум, но и понимать, кто и зачем пользуется этими приспособлениями или определенными участками дорог. И, главное – можно ли детям находиться в том или ином месте. Физминутки для дошкольников на дорожную тематику учат их правилам передвижения по улице.
Для начала воспитатель предлагает вспомнить, мимо каких городских объектов они проходят ежедневно из дома в садик. В процессе этого занятия дети также смогут научиться ориентироваться в пространстве. Полезно иметь наглядный макет того района города, где расположено дошкольное учреждение. Ребята вспоминают объекты, показывают их на макете и визуально «проходят» весь путь от дома до детского сада. Попутно воспитатель обращает их внимание на особенности дороги по маршруту их движения и рассказывает, как себя необходимо вести на определенном участке улицы.
Процесс обучения можно разбавить музыкальными физминутками для дошкольников с движениями, воссоздав в ходе занятия весь их путь из дома. При помощи коробок, объемных кубиков «построить» определенный участок улицы несложно. Нарисовать мелками «зебру», расчертить пространство под тротуар и проезжую часть. Приготовленные воздушные шары зеленого, красного и желтого цветов смогут заменить светофор.
Взявшись за руки или шагая поодиночке, дети на практике научаться правильно переходить дорогу гораздо быстрее, чем выслушивая теорию на словах. Бодрая, веселая музыка, обозначающая безопасность, будет подкреплять их уверенность, а тревожная с элементами сирены, но негромкой, чтобы не испугать малышей, заставит насторожиться и научит не делать резких движений. Особенно важно заострить внимание детей, что летом их на дороге могут подстерегать одни опасности, а немного иные, когда выпадает много снега и придет зима. Физминутка для дошкольников по правилам дорожного движения должна учитывать и подобные нюансы.
Правильно организованное тематическое занятие и его практическая часть в виде активной разминки даст детям реальное представление об улице, ее составляющих частях, познакомит с определенными участками магистрали и обочинами. Кроме того, как уже упоминалось, научит ориентироваться в пространстве.
Увлекательная геометрия
Треугольник, квадрат, круг – извлекаемые из волшебного сундучка предметы, напоминающие геометрические фигуры, которые могут быть использованы в процессе разминки, способны с младенчества пробудить в детях интерес к точным наукам. Физминутка по математике для дошкольников научит сложению, вычитанию, а также какими символами можно определить число, закрепит в памяти знание цифр.
Но не менее увлекательными могут стать разминки, направленные на знакомство с геометрией. Изучение формы предмета визуально, а затем ментально, с практикой применения их в обычной жизни – отличный тренинг для мышления. Они также помогают развивать у малышей координацию движений, а повторение их обозначения – стимулировать развитие речевых навыков. Геометрические формы различных предметов активизируют память и внимание, а их соединение в другие фигуры – творческое мышление.
Самое простое, что дети встречают наиболее часто: мяч и воздушный шар. Обыграв их схожесть и отличительные особенности, можно в короткие сроки познакомить детей с формой круга и овала. Угол и треугольник проще изучать на практике, рассматривая из окон крыши окрестных домов и другие архитектурные объекты. Квадрат и прямоугольник – на примере находящейся в комнате мебели, окнах, дверях. Но одно дело запомнить их названия и форму, и совсем другое – показать известные геометрические фигуры в движениях. Для большинства детишек, не обладающих развитой моторикой рук даже воссоздать угол довольно трудно. Потому здесь поможет физминутка для дошкольников в стихах. Простой пример:
Постараемся, ребята,
Рисовать движеньем рук.
Нарисуем два квадрата,
А внизу – огромный круг,
Сверху маленький кружочек,
Треугольный колпачок.
Получился даже очень,
Развеселый чудачок.
«Рисуя» в воздухе фигуры, дети учатся многому: геометрии, рисованию, практикуют воображение, тренируют память. Спустя несколько подобных занятий, помощь педагога уже не понадобится. Они самостоятельно смогут повторять нехитрые стишки и точно произносить определение фигур. Разве не увлекательно?
Такая веселая зима
В теплое время года занять ребенка чем-то увлекательным несложно, так как большую часть времени они проводят на свежем воздухе, где есть и песочницы, и спортивные площадки. Плюсовая температура изначально настраивает на игривый лад. Гораздо сложнее вызвать интерес детей к образовательному процессу в холодные дни. А их в большинстве регионов России намного больше, чем теплых. Зимняя физминутка для дошкольников направлена на активизацию движений, пробуждение в них интереса к обучающему процессу. Кроме того, разминки могут знакомить детей с особенностями того или иного времени года. При этом отражать в процессе игры непосредственно саму зиму нет необходимости. На контрасте тепла и холода детям проще запомнить, чем она отличается от лета, если, скажем, предложить им представить, как по снегу они бегут на речку купаться. Ситуации можно придумать разные, важно вызвать у малышей запоминающиеся ощущения определенного времени года.
Музыка и стихи в большинстве случаев – неотъемлемые элементы физминуток. Для различных утренников дети часто разучивают разные песни и мелодии. Для зимних занятий их можно познакомить с характерными для этого времени года композициями: «Маленькой елочке холодно зимой», «Кабы не было зимы», «Хорошо, что снег пошел» и многим другим. Под них же хорошо проводить физминутку для дошкольников «Снеговик».
Дети встают в круг, в центре которого воспитатель направляет их движения стихотворными строками и демонстрацией. При словах: «Солнце землю греет слабо», малыши поднимают руки вверх, затем их медленно, с горизонтально направленными ладонями, опускают вниз.
Услышав: «По ночам трещит мороз», кладут руки на пояс и размеренно наклоняют туловище поочередно в стороны. Произнося,: «Во дворе у снежной бабы», начинают поворачиваться вокруг своей оси, раскинув согнутые в локтях руки в стороны, изображая форму снеговика. А на словах «Побелел морковный нос» – закрывают обеими руками свои носы, якобы защищая их от холода.
Это лишь один пример, как на любом занятии, вне зависимости от времени года и погодных условий, можно увлечь детей интересной и познавательной игрой, развивающей и физическое состояние, и эмоциональное, к тому же приносящей много дополнительной пользы. Идей для подобных разминок – не счесть. И каждая несет положительный посыл. Главное – не лениться.