Трудно представить поклонника жанра постапокалипсиса, который бы не играл или не слышал о Fallout 3. Коды, способные поменять тот или иной аспект всего проекта, находятся в свободном доступе, но далеко не все ими пользуются. А если и делают это, то не злоупотребляют. О чем же эта игра и отчего она так популярна? Об этом и пойдет речь в статье.
Авторская задумка
Сюжет всех игр серии отталкивается от идеи противостояния таких сверхдержав, как США и СССР, что в итоге привело (в альтернативной реальности) к ядерной войне. Четко прослеживается тот самый образ американской мечты в виде дома с телевизором, холодильником, Coca-Cola, придорожными закусочными и песнями Элвиса Пресли.
В реальности в 50–60 годы США действительно жили в страхе перед атомной войной. Потому строились бомбоубежища, делались значительные запасы продовольствия, снимались тематические фильмы, в школах проводились специализированные занятия, дабы обучить детей, как вести себя при ядерном ударе.
Разработчики решили пойти дальше, как если бы все не закончилось «оттепелью». Так и родился один из самых многообещающих проектов, приковавших к себе внимание геймеров.
Геймплей
Изюминка заключается в уникальной механике, которая стала чем-то вроде визитной карточки Fallout 3. Начало игры технически напоминает Skyrim: геймера плавно подводят к необходимости определиться, каким будет персонаж. Здесь то же самое, только в вышеупомянутой RPG героя везут на казнь, а в «Фолауте» сюжет начинается с рождения: протагонист видит своего отца.
Сцена запускает скрипт генерации персонажа, после чего геймер выбирает пол, создает лицо. Затем отец снимает хирургическую повязку, и в глаза бросаются черты сходства с героем, который только что был сгенерирован. Гениальная задумка разработчиков, благодаря которой проект интригует буквально с первых секунд. Пожалуй, можно смело сказать: Bethesda задали стандарт того, как должна начинаться любая игра жанра RPG.
Далее идет сцена, где герой еще ребенок и должен взять книгу с полки — первый квест в Fallout 3, по завершении которого предстоит решить, каким будет персонаж: сильным, ловким, умным и так далее. Система характеристик (S.P.E.C.I.A.L.), свойственная игре, не имеет аналогов:
- Strength (сила).
- Perception (восприятие).
- Endurance (выносливость).
- Charisma (обаяние).
- Intelligence (интеллект).
- Agility (ловкость).
- Luck (удача).
Развитие показателей способствует появлению уникальных навыков, а также новых веток диалогов. Соответственно, за этим заданием, заключающимся в открытии книги, кроется дополнительное очко в пользу одной из вышеупомянутых характеристик.
Позже следует сцена с днем рождения персонажа, что показывает его этап развития, а потом экзамен в Убежище, который поможет определиться с навыком. Таковые влияют на различные аспекты игры: от корректировки некоторых характеристик до возможностей пользоваться оружием с большей пользой. Подробнее пойдет речь далее.
Система боя
Обзоры Fallout 3 от видеоблогеров отмечают гениальность авторской задумки и в плане проработки боевой механики. Можно не просто стрелять от бедра по противникам из любого оружия, но буквально «смаковать» момент с помощью системы (V.A.T.S.), позволяющей выбрать область на теле противника, куда будет нанесен удар.
Благодаря технологии Slow Motion игроки получили возможность оценить красочность момента при нанесении критического урона врагу. Действие обыгрывается в замедленной съемке с поворотом камеры (прям как в «Матрице»).
Скилы
Как уже упоминалось выше, навыки в Fallout 3 - это уникальные характеристики, которые влияют на различные аспекты игры. Перед выбором таковых рекомендуется ознакомиться с описанием. Очки начисляются с каждым уровнем в Fallout 3, потому при накоплении нужной цифры протагонист имеет возможность выбрать ту категорию, в которой желает усовершенствовать персонажа.
Получаемые очки навыка можно увеличить. На это могут повлиять некоторые игровые события, ношение брони, чтение соответствующих книг, способности (бонусные перки), а также читерские коды. Fallout 3 предлагает следующие пути развития (см. таблицу).
Навык | Исходный параметрS.P.E.C.I.A.L. | Книга | Описание | Код |
Холодное оружие | Сила | «Грогнак-Варвар» | Единственный навык, к которому может привести развитие характеристики «Сила». Определяет степень эффективности пользования холодным оружием. Неважно, что это - обычная труба или какая-нибудь супердубина, собранная из кусков ржавого мусора | Meleeweapons |
Ремонт | Интеллект | «Починка электроники» | Любая броня однажды треснет, а пушка начнет давать осечки. Благодаря «Ремонту» есть возможность поддерживать амуницию в надлежащем состоянии | Repair |
Наука | Интеллект | «Наука для всех» | Повышает общий уровень научных знаний, способствует успешному взлому компьютеров | Science |
Бартер | Харизма | «Торговец из Джанктауна. Рассказы» | Скил определяет, насколько выгодно можно заключить договор купли-продажи. Другими словами, дает возможность поторговаться с торговцем, чтобы сбить цену на интересующий товар | Barter |
Легкое оружие | Ловкость | «Пистолеты и пули» | Определяет степень ущерба, наносимую противнику при использовании дробовика, штурмовой или пневматической винтовки, а также пистолета калибра 10 мм | Smallguns |
Скрытность | Ловкость | «Боевой устав китайского спецназа» | Влияет на возможность остаться незамеченным при попытке залезть в чужой дом или обчистить карманы. Кроме того, атака в режиме скрытности будет сразу определяться как критическая (действие в slow motion с мгновенным убийством врага) | Sneak |
Красноречие | Харизма | «Потерянный рай» и «Ложь: учебник для конгрессмена» | Открывает уникальные ветви диалога и повышает возможность повлиять на собеседника. Очень полезный навык, ведь при отсутствии такового много секретов может остаться в тайне, и велика возможность, что игроку не удастся решить дискуссию в свою пользу, и придется пойти на сделку с совестью | Speech |
Тяжелое оружие | Выносливость | «Армия США: 30 рецептов зажигательных смесей» | Повышает эффективность работы с тяжелыми пушками, к которым относятся: миниган, гранатомет, лазерный пулемет системы Гатлинга, «Ракетка», огнемет или «Толстяк» | Bigguns |
Без оружия | Выносливость | «Кулачный бой в иллюстрациях» | Полезен любителям рукопашного боя. Максимум с использованием кастетов. Определяет, насколько успешно можно нанести травму (или вовсе прибить) противника голыми руками | Unarmed |
Взлом | Восприятие | «Современные замки» | Повышает вероятность успешно взломать сейф или дверной замок. Любопытно, что интерфейс процесса орудования отмычками как две капли воды похож на Skyrim | Lockpick |
Взрывчатка | Восприятие | «В укрытие! Ложись!» | Позволяет удачно обезвреживать мины, устанавливать взрывчатку, а также повышает урон от гранат | Explosives |
Энергетическое оружие | Восприятие | «Никола Тесла и вы» | Интуитивно понятно, что наличие навыка пойдет на пользу любителям плазменных и лазерных пистолетов и винтовок (в замедленном режиме весьма эпично показан момент распада противника на атомы при критическом выстреле из такой пушки) | Energyweapons |
Медицина | Интеллект | «Терапевтический журнал округа Колумбия» | Позволяет увеличивать количество очков, подлежащих восстановлению при употреблении стимулятора, антирадина и Рад-X | Medicine |
Прочтение книги увеличивает навык на единицу. Всего в игре 25 экземпляров каждого фолианта. Исключением является «Красноречие», для которого предусмотрен лишь один том «Потерянный рай» и 24 копии тома «Ложь: Учебник для конгрессмена».
Коды в Fallout 3 вводятся путем нажатия клавиши ~ (тильда), после чего прописывается команда player.setav [код из таблицы выше] [число не более 100]. Важно не перегнуть палку с читерскими командами, иначе игра перестанет быть интересной.
Сайдквесты
Количество квестов в Fallout 3 невозможно сосчитать. Пробег по одной лишь сюжетной линии затронет только треть игры и менее половины локаций. Согласно обзорам Fallout 3 от Антона Логвинова, сама по себе основная линия событий не очень-то и интересна без «побочек».
В конце концов, в лучших традициях RPG «обвешивать» сюжетку сторонними квестами, чтобы игрок смог получить наиболее полное представление о вселенной.
Прохождение таковых приводит к встречам с интересными персонажами Fallout 3, добыче новых видов оружия и ресурсов. Например, к югу от руин Фейфрфакса, западнее завода по производству Ядер-Колы, игрок может попасть в тихий городок Андейл, который привлекает одиноких путников атмосферой уюта, тишины и видимостью процветания.
Население весьма немногочисленно. По словам жителей, у них всегда хватает еды, воды, они не испытывают каких-либо проблем. Кроме того, люди принимают участие в выборах губернатора Вирджинии (несмотря на апокалипсис). Единственная ложка дегтя во всей этой бочке меда — это старик Харрис, который то и дело занимается отпугиванием случайно зашедших на огонек одиноких путников.
Оказывается, что столь дружелюбные горожане давно уже промышляют каннибализмом, и в подвале одного из домов находится тому подтверждение. Наиболее простое решение — подвергнуть население праведному гневу Одинокого Путника (тем более что с наступлением темноты все жители пустятся на поиски героя, и улицы будут напоминать Иннсмут из Call of Cthulhu).
Если игрок обладает навыком «Красноречие» или способностью «Каннибал», то при знакомстве с жителями городка будет доступна уникальная ветка диалога, благодаря которой можно «сойти за своего» в столь неблагоприятной обстановке. Оставшись в дружественных отношениях с жителями, Одинокий Путник будет получать каждый день бонус от поселения — пирог из странного мяса.
При отсутствии указанных выше условий, но при наличии желания остаться другом этим своеобразным людям, можно воспользоваться следующими кодами для Fallout 3:
- player.addperk 00094EBC — получить способность «Каннибал»;
- player.setav Speech 100 — апгрейд навыка «Красноречие».
Далее немного о персонажах проекта.
Интересные персонажи
В Fallout 3 таковых более чем достаточно. У каждого своя история, душевные муки, переживания, каждый по-своему любопытен, и у многих есть свои квесты с наградами. Самыми занятными и полезными являются герои, которые могут стать напарниками Одинокого Путника. Единственная проблема в том, что их могут убить. Тогда приходится либо искать нового, либо использовать консольную команду для Fallout 3 на ПК, чтобы иметь возможность получать постоянную поддержку союзника. Последний же будет лишь терять сознание, а не гибнуть.
В Fallout 3 коды на бессмертие напарников вводятся по шаблону setessential [id] 1. Союзниками могут быть следующие персонажи (см. таблицу).
Напарник | Описание/Локация Fallout 3 | Плюсы и минусы | id для чит-кода |
Пес | Может встретиться абсолютно в любом месте, но чаще всего на свалке, где герой спасет животное от рейдеров | Приносит патроны, крышки и кучу всевозможного лута, потому крайне полезен для собирательства. Кроме того, не числится как полноценный NPC, поэтому можно взять второго напарника. Зубы и когти собаки не слишком хорошее оружие, да и здоровья маловато | 0006a772 |
Фокс | Единственный в своем роде супермутант с высоким уровнем интеллекта. Заперт в Убежище 87. Нужная хорошая карма, чтобы взять его с собой | Превосходный напарник в плане боя с любыми врагами, кроме Когтей Смерти. Из-за своего роста часто застревает в проемах малых помещений | 0003d34e |
Бутч | «Друг детства» Одинокого Путника, задира, заводила и гордый вожак «Туннельных Змей». Встретить можно в Ривет-Сити. Станет напарником только при нейтральной карме героя и только если была спасена жизнь его матери в начале игры | Плюсом являются лишь бесконечные патроны и возможность изменить прическу герою. Отрицательная сторона в том, что он не слишком живучий, да и с меткостью большие проблемы, потому проще вовсе не нанимать | 00027f65 |
Сержант РЛ-3 | Робот-дворецкий, которого можно нанять за 1000 крышек ядер-колы на заводе Роб-Ко. Требуется нейтральная карма | Определенным преимуществом является способность замечать врага на большом расстоянии и выбирать необходимое для боя оружие. Минусом является то, что робот часто застревает в дверях | 9426e |
Кловер | Рабыня в розовом платье из Парадайз Фоллс. Найм возможен при отрицательной карме (иначе не пускают в район торговли людьми) за 2000 крышек | Мастерски дерется на кулаках, но не может нести с собой слишком много вещей | 000156a2 |
Харон | Гуль, которого можно получить в напарники в Подземелье за 1000 крышек при любом уровне кармы. А также можно получить за выполнение квеста у его хозяина | Отличный напарник, вооруженный дробовиком. Идеальный боец для зачистки помещений. Плох на больших дистанциях | 000156f6 |
Паладин Кросс | Чрезвычайно ценный персонаж из Братства Стали. Для того чтобы барышня присоединилась, у игрока должна быть высокая карма и сюжетный квест, по которому Одинокий Путник пришел в Цитадель | Превосходно владеет тяжелым оружием и носит силовую броню, что не может не радовать. Крайне мнительная — может уйти от главного героя, если тот случайно заденет положительного персонажа. Потому даже код на бессмертие доставляет лишнюю мороку в игре | 000156e5 |
Джерико | Бродяга и воин дорог. Соглашается на сотрудничество только при отрицательной карме, так как сам является бывшим рейдером. Предпочитает не иметь дел с чистоплюями. Работает охранником в Мегатонне | Очень полезен на открытой местности как снайпер, потому в помещении лучше выдать ему оружие ближнего боя (или хотя бы дробовик). В противном случае быстро погибнет | 00000a71 |
Всевозможное оружие
В Fallout 3 этого добра более чем достаточно. Разработчики позаботились, чтобы у фанатов RPG было множество средств защиты и нападения при исследовании пустошей: ножи, пистолеты, кастеты, огнеметы, бомбы и многое другое.
Например, официальное дополнение Fallout 3: Broken Steel привнесло в игру такую вещь, как Пушка Тесла. А DLC Mothership Zeta — ряд единиц легкого и тяжелого оружие, а также криомину и криогранату.
Неофициальные фанатские сообщества тоже не сидят на месте. Выпущены такие «вкусности», как моды на оружие Fallout 3 под названиями «Сделано в Китае» и «Сделано в Америке», добавляющие множество пушек указанных стран.
Поклонникам серии игр S.T.A.L.K.E.R. придется по душе модификация, добавляющая в игру атрибуты указанной вселенной. А любителям крупномасштабных разрушений и мощных взрывов придется по вкусу такой мод на оружие для Fallout 3, как Grenade Launcher Functional. Добавляет мощный гранатомет.
Мелкие казусы
Fallout 3 на русском языке смотрится достаточно канонично: хорошая озвучка и грамотно переведенный текст. Версия называется Game of The Year Edition. Возникают только чисто визуальные несоответствия и баги при установке модов и DLC, которые не были русифицированы.
Такие ошибки в Fallout 3 выглядят как «смешанные» диалоги с английскими и русскими фразами или отсутствием звука при общении с NPC.
Способов решить такую проблемы два:
- искать самостоятельно более-менее годный русификатор;
- использовать только англоязычные версии.
Интересности
Культовый статус игра получила не только благодаря своей идее и уникальному геймплею. В проекте множество отсылок к другим элементам массовой культуры: фильмам, книгам и т. д.
В дополнении Fallout 3: Operation Anchorage можно встретить фотографа, который делает снимок трех солдат, надеясь, что по его фотографии однажды воздвигнут памятник. Монумент можно найти в оригинальной версии игры недалеко от логова болотников.
А также есть развалины офиса Bethesda на юго-востоке карты. А недалеко от свалки Гринер Пасчерс можно обнаружить разбившуюся летающую тарелку. Там же лежит труп пришельца в скафандре, а рядом бластер с патронами — пригодится в игре.
В одном из домов Мегатонны есть сейф, код к которому (15-16-23-42) является отсылкой к телесериалу LOST. Узнать эту комбинацию можно после диалога с Мегги и получения способности «Вечное Дитя».
В Цитадели Братства Стали есть солдат Gallows. Никто не знает его имени, и все пытаются его выведать тем или иным способом — отсылка к фильму «Спасти Рядового Райана». А образ города в дополнении Fallout 3: The Pitt напоминает таковой в «Земле Мертвых» Джорджа Ромеро.
Когда Одинокий Путник попадает в деревню Арефу, трудно пройти мимо здешней беды — убийства местных жителей. Очередной квест Fallout 3 по поиску пропавшего мальчика приведет на станцию метро Мерешти. Так называется пещера в Трансильвании. На станции будет обнаружен вампир, а сам сюжетный виток является отсылкой к легенде о Дракуле.
Заключение
Жанр постапокалипсиса всегда привлекал к себе внимание своей уникальной атмосферой запущенности, обреченности и, как ни странно, привкусом надежды на лучшее.
Романтика послевоенных руин, пыльно-ржавых небес, а также потаенных бомбоубежищ, скрывающих в себе секреты темного прошлого и рецепты построения хоть какого-нибудь светлого будущего, будоражат каждый день не один десяток умов.
Именно с такими мыслями и окунаются геймеры в эту столь интересную вселенную. Fallout 3 - не просто игра, это авторский дар всему человечеству, рассказывающий о том, какой облик примет еще один клочок земли в случае ядерной войны.
Если мыслить дальше и сопоставлять кусочки апокалиптической мозаики в умах фанатов постапокалипсиса, можно увидеть постъядерную Москву в проектах "Метро 2033", а также всем известную Зону Отчуждения в играх серии S.T.A.L.K.E.R.
Между собой эти творения, конечно, слабо коррелируют, но диски с такими детищами однозначно числятся в коллекциях геймеров. Всему виной та самая атмосфера апокалипсиса: руины, опасные мутанты, футуристическое (и не очень) оружие, дух обреченности, философия и непреодолимое желание человека выжить. Любой ценой.
Пусть же таких проектов становится больше, и пусть такие идеи останутся только в играх, книгах и комиксах.