Рассмотрим закономерности и принципы воспитания. В настоящее время в обществе происходят постоянные изменения, поэтому так важно своевременно вносить корректировки в воспитательный и образовательный процесс.
Рассмотрим общие закономерности и принципы воспитания, которые характерны для отечественного образования.
Коммунистическая концепция
На ее базе основывалось воспитание подрастающего поколения. Она не учитывала ни интересы ребенка, ни его индивидуальные особенности. Речь шла только об идейном воспитании, подчинении личности ребенка общественным интересам.
Современная концепция
Рассматривая основные закономерности и принципы процесса воспитания, отметим следующие факторы:
- ведущая роль отводится воспитанию, а на второе место ставится обучение;
- эффективность обучения связана с заинтересованностью ребенка.
Недостаточно использовать только общепринятые методы для того, чтобы добиться поставленного результата. Именно поэтому так актуальны педагогические закономерности и принципы воспитания.
Сущность современной концепции
Чем она отличается от классической воспитательной методики? Какова ее цель? Закономерности и принципы воспитания связаны с получением молодежью новых жизненных установок. Для каждого ребенка выстраивается индивидуальная воспитательная траектория, по которой идет развитие малыша. В современной педагогике приоритет отдается развитию ребенка, а не наполнению его мозга теоретическими знаниями.
Закономерности и принципы процесса воспитания связаны с формированием культурных ценностей, переосмыслением и усовершенствованием прежних методик.
Специфика современного воспитания
Современные закономерности и принципы воспитания в своей основе имеют потребности личности. Если с детского возраста родители будут своему чаду прививать понимание того, что он является личностью, вполне можно избавиться от различных подростковых проблем, которые связаны с ориентацией малыша не на принципы, а на чужое мнение. В подобном варианте воспитания закладывается мысль о том, что восприятие человека происходить должно не от общественного мнения, а от саморазвития и самопознания конкретного индивидуума.
Подобные закономерности и принципы воспитания состоят в том, что основной акцент ставится на внутренние механизмы ребенка, что является стимулом к самопознанию и саморазвитию.
Педагог в подростковом возрасте помогает школьнику реализовать базовые потребности, а также установить их взаимосвязь. Среди современных методов воспитания можно отметить:
- условия для самореализации;
- поиск собственного смысла жизни;
- приобретение определенного социального статуса;
- удовлетворение потребностей;
- участие в творческой жизни.
Реализация концепции
Каковы основные закономерности и принципы воспитания детей? Выделим:
- Гуманизм. Он выражается в единстве целей учителя и ребенка.
- Возраст. Занятия и увлечения ребенка должны быть связаны с его индивидуальными возможностями. Например, в семь лет таким занятием могут стать танцы, а в десять лет им на смену может прийти спорт, рисование или походы.
- Эгоцентрированность предполагает обучение ответственности перед собой.
Действия школьника не должны противоречить его убеждениям. Важно, чтобы ребенок осознавал чувство собственного достоинства. В таком случае он добьется внутренней гармонии. Для реализации этого принципа подходят разные методы.
Домашнее воспитание
Какова основная закономерность и принципы обучения и воспитания? В первую очередь воспитанием своего ребенка должны заниматься родители. Необходим живой и постоянный круг общения, доверительные отношения между детьми и взрослыми. Ребенок не должен бояться задать маме или папе неудобный вопрос.
Основные методы, принципы, закономерности воспитания направлены на воздействие общества на отдельную личность. Необходимо устанавливать с малышом доверительные отношения, помогать ему в развитии, укреплении своих сил. Важно объяснить ребенку, что можно делать, а что нежелательно. Именно семья должна стать базой психологического здоровья маленького гражданина страны. Если дома царит насилие, ребенок будет бояться выражать свою точку зрения, ни о каком саморазвитии не будет и речи. Молодые родители должны изучить закономерности и принципы воспитания, чтобы малышу было комфортно в семье.
Основополагающие знания
Ребенок получает их с раннего детства. К ним можно причислить необходимость в умывании, чистке зубов, принятии душа, мытье рук после прихода с прогулки.
Если малыш отказывается от подобных действий, родители должны объяснять важность подобных манипуляций, показывать пример. Крики и физические наказания не способствуют формированию подобных навыков. Напротив, они вызовут агрессию со стороны малыша, внутренний протест, который приведет к потере доброжелательного климата внутри семьи.
Компоненты воспитательного процесса
Что представляют собой педагогические закономерности? Принципы обучения и воспитания применяют в работе воспитатели детского сада, педагоги начального, среднего, старшего звена в общеобразовательных государственных учреждениях. Например, дошкольники вовлекаются в ролевые игры. Именно такие методические приемы можно считать оптимальными способами воздействия на личность в этом возрасте. Подвижные игры, в ходе которых у малышей формируются определенные навыки и умения, являются отличным педагогическим приемом.
Отдельное внимание необходимо уделять оздоровлению дошкольников. Для этого в детских садах используются специальные технологии.
Например, могут быть разработаны индивидуальные оздоровительные программы для каждого дошкольника. Сначала проводится диагностика, включающая в себя такие элементы:
- анкетирование;
- анализ сформированных двигательных навыков;
- диагностика на тепловизоре;
- составление анамнеза.
Основы валеологических концепций
Каковы закономерности и принципы воспитания в педагогике? Например, основой валеологического подхода является регулярность занятий спортом, ориентация на психологические особенности ребенка, методики его воспитания. Физическая активность важна для процесса познания ребенком своей индивидуальности. При выполнении упражнений малыши получают коммуникативные навыки. Эстафеты, которые воспитатели включают в спортивные мероприятия, способствуют самоутверждению малышей, получению навыков коллективной деятельности.
Индивидуальный подход
Отметим основные педагогические закономерности. Принципы, формы и методы воспитания зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому в настоящее время уделяется особое внимание индивидуальному подходу в воспитании подрастающего поколения россиян.
По новым федеральным образовательным стандартам, введенным в детские сады и школы, педагог выстраивает индивидуальные воспитательные траектории для каждого ребенка. Проектная и исследовательская деятельность является оптимальными методами для развития и совершенствования подрастающего поколения.
Именно во время внеурочной деятельности у наставника появляется возможность для раскрытия творческого потенциала своего воспитанника.
Неслучайно проектную и исследовательскую деятельность сделали обязательным элементом ФГОС второго поколения. Для достижения оптимального результата важно, чтобы подобная работа не проводилась эпизодически, а была постоянным, детально продуманным мероприятием.
Во многих общеобразовательным школах в рамках выполнения требований образовательных стандартов второго поколения стали появляться исследовательские клубы, проектные студии, волонтерские организации.
Вариант применения педагогических приемов и методов
В рамках предпрофильного обучения для школьников 9-х классов можно предложить экологическое воспитание. Основной концепцией курса станет стремление подвести современных школьников к полному осознанию энергосбережения, заложить в будущих специалистах правильное отношение к применению природных ресурсов.
Такой курс по своей типологии является межпредметным. В его основе лежат вопросы, связанные с энергией и энергетикой, электив опирается на содержательный материал предметов естественно-научного цикла: физика, химия, география и экология.
Для работы педагог использует индивидуальную, групповую работу, блок практических заданий, ролевые игры, дискуссии. Обучение будет способствовать развитию у учащихся навыков управления и проектирования, что полностью соответствует требованиям федеральных стандартов второго поколения.
Данный курс призван познакомить учащихся с новыми специальностями, которые непосредственно связаны с энергетикой, управлением в области энергопотребления, добычей и сбережением полезных ископаемых.
Курс знакомит учеников с такими профессиями: эколог, инженер-эколог, геоэколог, физик. Педагог получает возможность заложить теоретическую и практическую базу разумного энергопотребления; познакомить учащихся с современной культурой энергосбережения в быту и на производстве.
Благодаря применению инновационных технологий, педагогических приемов, можно решать следующие задачи:
- раскрывать основные природные закономерности, которые непосредственно связаны с энергией и энергопотреблением;
- доказать роль человека в появлении энергетического кризиса;
- нацелить учащихся на выявление новых способов выхода из сложившегося энергетического кризиса;
- развить навыки, необходимые для разумного энергопотребления, привлекая учащихся к энергосберегающей деятельности.
В курсе применяются активные формы и методы обучения. К ним относятся деловые и ролевые игры, аналитические работы, разнообразные дискуссии, практические эксперименты, круглые столы. Каждое занятие предполагает использование нескольких форм организации работы учащихся. Предлагаются домашние задания (эксперименты, исследования, опыты, анализ и обработка теоретической информации, анкетирование), в выполнении которых могут принимать активное участие все члены семьи учащегося. Особое внимание в курсе уделяется преодолению абстрактности знаний и использованию их в повседневной жизни, мотивации учащихся к самоопределению в принятии своих решений. Учащиеся могут увидеть практический результат своей деятельности не только в процессе обучения, но и в ходе применения полученных умений и навыков в быту и трудовой деятельности.
Изучая данный курс, учащиеся:
- осознают основные физические законы и те закономерности, которые объясняют энергетические процессы;
- проанализируют зависимость развития общества от применения энергии;
- осознают значимость развития общества от использования энергии;
- научатся основам энергосбережения;
- попробуют свои силы в принятии управленческих решений в сфере энергетики.
Заключение
Закономерностями воспитания являются связи между отдельными компонентами системы, обеспечивающими конкретный результат воспитательного процесса. Они отражают сущностную характеристику процесса развития. Конкретизируются принципы воспитания: в технологиях, средствах, методах, приемах. Подобная цепочка является единым смысловым стержнем, способствует достижению положительного результата в образовательной и воспитательной деятельности. Только в том случае, когда индивид проявляет активность, можно достигнуть позитивного результата. На базе этой закономерности формулируется принцип воспитания – поддержка и направление потребностей ребенка в активности.
Педагогический процесс является логическим сочетанием различных видов деятельности, при включении в которые ребенок не может сохранять пассивность. Для повышения его активизирующей роли важно подбирать такие приемы и методы, которые направлены на повышение эмоциональной, двигательной, познавательной активности. Если учитель осознает закономерность воспитания, соглашается с ней, он опирается в своей профессиональной деятельности только на продуктивные методы, позволяющие ребенку в полной мере реализовывать себя в качестве полноценной личности.
Федеральные образовательные стандарты, которые в настоящее время внедрены в дошкольное и школьное российское образование, направлены на формирование полноценных граждан страны, которые гордятся своей страной, своим историческим наследием. Приемы и инновационные методики, используемые в отечественной системе образования, существенно отличаются от той образовательной структуры, которая существовала в Советском Союзе.
Переход к личностно-ориентированному обучению способствует воспитанию активных граждан, готовых отвечать за свои поступки.