Жан-Поль Бельмондо стал одним из актеров в мировом кинематографе, которые в корне перевернули привычные представления зрителей о внешности главного героя. Он был далеко не красавцем, однако несомненное обаяние и харизма «плохого парня» делали свое дело, и он стал любимцем миллионов. Фильмы с участием Жана-Поля Бельмондо мгновенно становились успешными, он одинаково ценился критиками и обычными зрителями. Оставив яркий след в культуре двадцатого века, он удалился на покой, изредка появляясь на публике.
Ранние годы
Жан-Поль Бельмондо появился на свет в местечке Нейи-сюр-Сен, что недалеко от Парижа, в 1933 году. Будущей звезде французского кино повезло родиться в богемной семье, что во многом определило его дальнейшую судьбу. Отец его, Поль Бельмондо, был известным скульптором. Мама Мадлен слыла неплохой художницей и имела обширные связи в театральной среде.
По мнению очевидцев, в детстве маленький Жан был очаровательным ребенком, отец даже лепил с него скульптуры ангелочков. Однако на самом деле за внешностью херувима скрывался настоящий чертенок. Все свободное время он проводил во дворе, гоняя футбольный мяч и разбивая стекла соседям. Заботливая мама пыталась изменить наклонности своего сына и часто водила его на постановки театра «Комеди Франсез».
Тем не менее, несмотря на все усилия матери, биография Жана-Поля Бельмондо могла сложиться по-иному, он всерьез занимался спортом и в юношеском возрасте достиг определенных успехов. Сначала он увлекался футболом, затем загорелся желанием стать боксером и даже выиграл чемпионат Парижа в полусреднем весе.
Выбор пути и учеба
Терзаясь сомнениями, чем заняться дальше, Жан-Поль Бельмондо решил отслужить в армии, где он подхватил легкую форму туберкулеза. Восстанавливая свое здоровье в небольшой деревушке, он сделал свой окончательный выбор дальнейшей профессии и решил стать актером.
С этой целью он приезжает в Париж и поступает в Высшую национальную консерваторию драматического искусства, где его учителями стали Пьер Дюкс и Рене Жирар. Занятия боксом отложили свой отпечаток на внешности Жана Поля, и преподаватели скептически относились к его перспективам на сцене и на экране.
На протяжении всей учебы Бельмондо испытывал серьезные проблемы с дисциплиной, он был отъявленным дебоширом и прогульщиком, лишь явный драматический талант спасал беспутного студента от окончательного отчисления.
Параллельно с учебой он добился места в театре и регулярно выходил играть на сцену. К концу обучения Жан-Поль Бельмондо стал одним из лучших учеников на курсе, и лишь скандальная репутация помешала ему получить специальную премию «Лучший актер».
Первые работы
В 1956 году сын скульптора окончил учебу в консерватории и принялся штурмовать вершины кинематографа. Первым из фильмов Жана-Поля Бельмондо стала короткометражка "Мольер", где дебютант сыграл небольшую роль. Однако поклонники актера тщетно будут искать своего любимца при просмотре этой давней картины, так как при монтаже все сцены с участием Жана-Поля были вырезаны.
Тем не менее талант молодого актера был очевиден, и его стали часто приглашать для съемок. Первую свою значительную роль он получил в фильме «Будь красива и помалкивай». Что любопытно, эта картина стала стартовой площадкой для еще одного будущего кумира французских женщин – Алена Делона.
Такие не похожие друг на друга, но одинаково яркие, они подружились на съемочной площадке, что не мешало им впоследствии яростно соперничать за звание лучшего актера страны.
Кроме того, из ранних фильмов Жана-Поля Бельмондо можно отметить психологическую драму «На двойной поворот ключа», комедию «Мадемуазель Ангел», где его партнершей стала Роми Шнайдер, мелодраму «Единственный ангел на земле».
Прорыв
Молодость актера удачным образом совпала с творческим расцветом режиссеров новой волны европейского кинематографа, которые совершили революцию в закостеневшем жанре. Одним из них стал французский мэтр Жан-Люк Годар. Одним из лучших фильмов Жана-Поля Бельмондо считается именно первая картина мастера «На последнем дыхании».
Здесь Жан-Поль играет роль отрицательного персонажа Мишеля Пуакара. В отличие от привычных стереотипов, герой, откровенно плюющий на нормы общества и открыто бунтующий против него, завоевывает сердца зрителей и с волнением заставляет следить за собой.
Сам фильм был снят в новаторской манере, у режиссера не было конкретного сценария, были лишь общие наметки сцен, многое решала импровизация на съемочной площадке. Некоторые эпизоды, в числе которых была знаменитая прогулка по Елисейским полям, были вовсе сняты скрытой камерой.
«На последнем дыхании» стал настоящим подарком для актера Жана-Поля Бельмондо, именно после выхода этого фильма на молодого актера свалилась поистине мировая слава. По словам звезды кино, телефон его разрывался от звонков, все режиссеры мечтали видеть его в своих картинах.
На волне успеха
Став кумиром миллионов, Жан-Поль мог забыть о ролях второго плана в проходных картинах. Отныне он мог быть только главным героем. За несколько лет фильмография Жана-Поля Бельмондо пополнилась такими картинами, как «Обезьяна зимой», «Леон Морен», «Стукач», «Банановая кожура». Вместе с очаровательной Клаудией Кардинале актер снялся в историческом авантюрном фильме «Картуш», который был очень популярен на просторах СССР.
Тем не менее до определенного момента Жан-Поль Бельмондо не хотел становится участником одних лишь коммерческих проектов, время от времени уделяя внимание серьезным авторским проектам. Одним из них стала новая картина Жана-Люка Годара «Безумный Пьеро». Здесь перед зрителями предстает совсем не тот обаятельный авантюрист, к которому они так привыкли. Бельмондо играет роль отчаявшегося, обманутого человека и делает это весьма проникновенно и убедительно. Фильм получил заслуженную порцию похвал и был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля.
Золотые годы
С годами популярность Жана-Поля Бельмондо не убывала, он сосредоточился на работе в коммерчески успешных лентах и в семидесятых-восьмидесятых годах уверенно занимал место среди главных звезд кино. Среди главных удач актера можно выделить фильм «Горит ли Париж», где он сыграл участника Сопротивления Ива Моранда.
В гангстерском боевике «Борсалино» Жан-Поль Бельмондо еще раз встретился на одной съемочной площадке со своим другом-соперником Аленом Делоном. По словам свидетелей тех дней, Жан-Поль был в ярости от того, что на афишах фильма имя Делона стояло перед его именем.
Большой популярностью в СССР пользовался фильм «Великолепный», где большой актер сыграл целых две роли – закомплексованного писателя Франусе Мерлена и героя его книг, шпиона Боба Синклера, который стал явной пародией на Джеймса Бонда.
В 1981 году на экраны вышел один из самых главных фильмов Жана-Поля Бельмондо – «Профессионал». Роль спецагента Жосслена Бомона стала самой настоящей визитной карточкой актера, для многих образ актера и его героя слились в единое целое.
Заключительные кадры «Профессионала» Жана-Поля Бельмондо стали классикой мирового кинематографа, то же самое можно сказать о музыке к фильму, автором которой был Эннио Морриконе.
Уход от активной деятельности
После «Профессионала» последовал целый ряд успешных работ большого французского актера, среди которых можно отметить «Ограбление», «Одиночку», «Вне закона». Однако в определенный момент Жан-Поль Бельмондо устал от напряженного графика съемок и решил вернуться на театральную сцену, где его не видели почти тридцать лет. В постановке «Кин, или Гений и беспутство» легендарный актер играл безумного гения, как всегда прекрасно справившись со своими задачами.
Бельмондо даже подумывал о том, чтобы окончательно распрощаться с кинематографом, однако поддался на уговоры Клода Лелуша и снялся в его фильме «Баловень судьбы». Тем не менее незадолго до своего шестидесятилетнего юбилея он во всеуслышание объявил о том, что прекращает играть те роли, в которых его привыкли видеть, – полицейских, бандитов, авантюристов.
По его словам, он не собирается больше выставлять себя на посмешище и превращаться в «летающего дедушку» французского кинематографа.
Последние годы
В 2001 году Жан-Поль Бельмондо перенес инсульт и долго восстанавливался после него. Все эти годы он мог ходить, лишь опираясь на трость. Тем не менее актер еще не сказал своего последнего слова – в 2008 году он вновь появился на экранах в фильме «Человек и собака». Персонаж Бельмондо в этой картине был совсем не похож на его прежних героев. Перед зрителями он предстал в образе больного, немощного старика, который остался без дома, единственным спутником которого была его собака.
По словам актера, он был счастлив принять новый вызов и перевернуть сложившиеся стереотипы о нем. Фильм вызвал бурю обсуждений, не всем понравилось видеть своего кумира в таком состоянии, однако эта роль вошла в список лучших работ актера.
Бельмондо сегодня
Последние несколько лет француз не снимается в кино, однако продолжает часто появляться на публике. Во время своей активной карьеры он не был избалован наградами киноакадемиков, однако в 2016 году эту несправедливость решили исправить. На Венецианском кинофестивале Жан-Поль Бельмондо получил специальную награду – «Золотого льва» за выдающийся вклад в мировой кинематограф.