Любой воспитательный процесс предполагает оценку результативности проводимой работы. Отследить целесообразность и эффективность принимаемых в данном направлении мер позволяет анализ внеклассного мероприятия. Он проводится членами администрации, проверяющими лицами или коллегами.
Структура анализа внеклассного мероприятияВ любом образовательном учреждении существует своя форма такого анализа, которая позволит максимально объективно отследить, соответствует ли мероприятие целям и задачам воспитательной работы. Но существуют чёткие структурные единицы, которые соблюдаются везде. Приведем примерную схему, на основе которой можно провести анализ внеклассного мероприятия.
Информационный раздел
В этом разделе указываются данные учителя или воспитателя, который проводит мероприятие, а также данные проверяющего или присутствующего лица. Также конкретизируется цель посещения, дата, форма мероприятия и название. В этом разделе можно указать количество участников, место проведения и т.д.
Содержательный компонент
Здесь необходимо сделать анализ проведенного мероприятия на соответствие целям и задачам воспитательного процесса всего учреждения и данного класса или группы в отдельности. Следует оценить соответствие предлагаемой формы проведения возрастным особенностям детей. Также любое внеклассное мероприятие должно включать элементы краеведения и практической значимости, пусть небольшие, но конкретные и соответствующие возрастному восприятию информации учащимися. Таким образом будет осуществляться такая важная задача современного воспитания, как формирование жизнеспособности личности.Осуществление индивидуального подхода
В данном разделе оценивается подготовка детей: их инициатива, возможность демонстрации творческих способностей и навыков, приобретенных в процессе обучения или воспитания. Анализ внеклассного воспитательного мероприятия должен позволить отследить степень подготовки не только педагога, но и участников. Также учитывается количество привлеченных детей и организация благоприятных условий для их самореализации.
Организационный блокДанный блок должен содержать информацию о соблюдении временных рамок мероприятия и логичном чередовании его основных этапов. К основным этапам мероприятия относятся: наличие организационного момента, основной части и рефлексии. Анализ внеклассного мероприятия обязательно должен содержать такую информацию, так как она позволяет оценить уровень владения воспитателем основными педагогическими навыками.
Педагогическая деятельность
В данном разделе определяется стиль педагогического общения с детской аудиторией и уровень владения учителем педагогическими технологиями. В современной педагогике существует большое разнообразие традиционных и инновационных технологий, позволяющих максимально точно реализовать задачи и цели, поставленные в процессе подготовки к мероприятию.
Рекомендации
Здесь проверяющий должен указать положительные и отрицательные аспекты проведенного мероприятия, а также предложить конкретные рекомендации. Педагога необходимо обязательно ознакомить с этим разделом анализа для его выбора индивидуальной траектории самообразования в будущем. Анализ внеклассного мероприятия обязательно должен заверяться проверяющим лицом и педагогом.