Мировоззренческих концепций, пожалуй, не счесть. Даже не учитывая отдельных верований и теорий, дать полное представление о философских направлениях не удалось бы и в многостраничном опусе. Однако выделить наиболее общие черты можно. Одни являются теоцентрическими - то есть, в сердцевине мироздания стоит Бог (боги). Другие можно охарактеризовать как экзистенциальный, религиозный,
атеистический гуманизм. Что это - отдельное ли мировоззрение, концепция, жизненная позиция?Стоит отличать это понятие и от паронимичной ему гуманности. Иногда ошибочно полагают, что человеколюбие - то же самое, что гуманизм. Что это за понятие? Большинство словарей, в том числе академические и философские энциклопедии, определяет его как мировоззрение (или систему взглядов), в центре которого стоит человек как высшая ценность. Проще сказать, что именно жизнь, личность, индивидуальность являются "мерой всех вещей". Все понятия, все явления воспринимаются сквозь призму человеческого. Через "я" и "мы", через соотнесение божественного и земного в людях. Нередко можно услышать термины "возрожденческий" или "ренессансный" гуманизм. Что это - только ли мировоззрение или целое направление, система взглядов и ценностей? Это отнюдь не изобретение Нового времени. Напротив, ученые и философы Возрождения активно обращались к античной культуре, к древнеримской и древнегреческой духовности. И одним из первых упоминал это понятие Цицерон, называя высшее развитие способностей человека емким словом "гуманизм". Что это стало значить в эпоху Ренессанса?
В отличие от последователей космоцентризма и теоцентризма, мыслители той эпохи в центр
Вселенной поставили личность. Человек с его правами и свободами, возможностями и потребностями, взглядами и деятельностью стал занимать умы философов. К ним относятся величайшие мыслители тех времен - Петрарка и Данте, Бокаччо и Микеланджело, а позже - Мор и Монтень, Коперник и Эразм Роттердамский, Шиллер и Гете. Если философский гуманизм Возрождения был сосредоточен в основном на сфере искусства и человеческих возможностей, то в конце 18-начале 19 века идеи получили несколько иное значение. Культура уже отделилась от религии и церкви, следовательно, основное внимание стало уделяться моральным ценностям и нормам.Экзистенциалисты, ницшеанцы, нигилисты, прагматики - все они рассматривали духовный мир человека как абсолют, как точку отсчета.
В противоположность им религиозные философы считали, что социальный гуманизм, особенно в его атеистической форме, грозит бестиальством, отходом от божественного и самоуничтожением личности. Дискуссии по поводу принадлежности того или иного мыслителя к антропоцентристским направлениям ведутся до сих пор. Одним из центральных вопросов является проблема субъективности и объективности познания мира. Если гуманисты считают, что все ценности, все бытие соотносятся преимущественно с человеком, то постмодернисты и структуралисты отрицают главенствующее значение личности. Они провозглашают первенство общего над частным, объективного над индивидуальным.Согласно современному пониманию термина, гуманизм - это также жизненная позиция. Человеческие существа могут самостоятельно определять смысл и значение своего существования. Защита личности, индивидуальности, ее свобод и прав является основой современной демократической политики.