В истории и культуре любого народа содержится фундамент для патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема не утратит своей актуальности еще долгое время. Так уж устроен человек. Для гармоничного развития личности крайне важно понимание своего места, предназначения, миссии во временных рамках своего биологического существования. Все эти размышления неизбежно приведут к рассуждениям о патриотизме, Родине и всем том, что с ней связано. Однако без понимания базовых основ такие рассуждения могут завести очень далеко, поэтому вопросу правильного патриотического воспитания детей уделялось и уделяется довольно пристальное внимание. Иногда это приводило к перегибам.
Понятие патриотизма
Краткое определение этого термина означает некий нравственный принцип, требующий безоговорочно любить свою Родину, народ и в случае необходимости отдать жизнь, защищая веками сформированный уклад. Это определение также подразумевает собственную идентификацию с другими членами народа, в котором родился индивид. Гордость за историю, культуру. В повседневной жизни патриотизм имеет мало проявлений. Его значение и роль возрастают только в особо тяжелые времена (войны, катаклизмы). Это, скорее, порыв особой жертвенности, сплочения и ощущения себя частью чего-то большого, великого.
Формы патриотизма
Одной из первых форм такого проявления можно назвать полисность или полисный патриотизм. Он известен с античных времен на примере древнегреческих городов и государств одновременно. Как пример полис - государство Афины.
Имперский. Довольно интересный тип этого явления. Здесь ключевую объединяющую роль для всех проживающих народов выполняет особа правителя.
Национализм (этнический). В основе лежит любовь и обожание именно своего этноса и культуры, при этом принижаются или становятся враждебными представители других народов, даже если они проживают в одном государстве, являясь его гражданами.
Государственный патриотизм – уважение, поддержка государственной системы власти. Народы могут быть различными по этнической принадлежности, вероисповеданию. Однако все граждане чувствуют себя полноправными членами общества, объединенными благодаря различным институтам государственной власти.
Ура-патриотизм. Гипертрофированное чувство любви к государству.
Как видно из всего вышесказанного, такое обилие различных форм требует отнестись к вопросу патриотического воспитания детей очень серьезно. Здесь неуместны двусмысленные трактовки и неопределенность.
Спарта
Слава спартанцев гремела на всю Элладу. Являясь государством с одной из самых сильных армий в той эпохе, Спарта уделяла огромное значение подготовке и воспитанию молодого поколения. Детей забирали у родителей, как только им исполнялось 6 лет.
Военно-патриотическое воспитание спартанской молодежи было делом всей общины. Слишком много существовало внешних угроз, да и местное население илотов, находящихся на положении рабов, которые были собственностью государства, также необходимо было контролировать. Избрав такой путь развития, Спарта подчинила жизнь всех своих граждан военным нуждам.
Примерно с 14 лет подростки, состоящие в отрядах (агелах), начинали принимать участие в ночных карательных акциях (криптиях) против местного населения. Спартанцы боялись илотов, считая, что ночные набеги на их деревни не только подавят любое стремление к сопротивлению, но и дадут прекрасную возможность получить недорослям первый боевой опыт. По сути, агелы – первая террористическая организация в истории человечества.
Подобное «патриотическое воспитание» попытались возродить нацисты Германии. Что из этого получилось - известно.
Важность работы с дошкольниками
В современном обществе подход к воспитанию патриотических чувств изменился. Дети – самые любопытные существа в мире. Они охотно идут на контакт и очень тонко чувствуют грани происходящего вокруг. У них множество вопросов, которые порой раздражают взрослых. Тут важно проявить терпение в педагогической деятельности. Любовь к Отчизне трансформируется из любви к своей малой родине. Поэтому так важно привить и взрастить интерес к своим корням, родным местам.
Кроме этого патриотическое воспитание дошкольников включает в себя также формирование толерантности к другим народам и их традициям. Это фундамент ценностных ориентиров для последующего гармоничного развития личности.
Сила и мера жизненной активности гражданина
Подразумевается, что наличие патриотизма предполагает активную роль личности в различных социокультурных отношениях общества. Такой индивид – не сторонний наблюдатель, а самый деятельный участник всех процессов, происходящих в его государстве. Это должно происходить естественно, вытекая из убеждений и личностной позиции по тому или иному вопросу.
Появление таких качеств возможно лишь при наличии авторитета взрослых у детей, которые очень тонко чувствуют любую фальшь. Чувство ответственности за себя, свою судьбу и жизнь, не отделяя ее от своего народа, также не появляется на пустом месте. Только действия и конкретные поступки всех взрослых способны посеять в душе ребенка семена добра.
Необходимо выделить и кратко охарактеризовать наиболее перспективные направления нравственно-патриотического воспитания детей. Обязательно будут описаны их основные цели и задачи.
Спортивно–патриотическое воспитание
Основной целью является не только укрепление, профилактика физического здоровья с получением определенных полезных навыков. Попутно у ребенка формируется понимание ведения здорового образа жизни и наличия в ней конкуренции, борьбы, так необходимой для любого личностного роста. Повзрослев, такой человек принимает как данность существование противоборства в любой сфере жизни. Его естественной ответной реакцией будет мобилизация всех ресурсов для того, чтобы стать лучше на выбранном поприще.
Гражданско-патриотическое воспитание
Формирует четкую гражданскую позицию с готовностью добровольного служения своей стране. Упор делается на выработку законопослушности, принятие правил, норм, законов государства. Готовность выполнять свой гражданский долг. Основой для такого вида воспитания служит уже сложившаяся между гражданином и государством правовая база. Она обеспечивает реализацию основных прав и свобод гражданина.
Военно-патриотическое развитие детей
Высшая форма патриотического воспитания подрастающего поколения, базирующаяся на четком осознании, понимании необходимости овладения прикладными навыками для защиты своего государства. Основывается на воинских традициях, присущих данному народу и чувства гордости за его Вооруженные Силы, военную историю и т. д. Именно это направление дает наиболее полное представление о тяготах несения службы в армии, позволяя молодому человеку серьезно задуматься о карьере военного.
Воспитание патриотизма в духе героизма
Героико-патриотическое воспитание – необходимая составляющая педагогического процесса, цель которого направлена на выработку у молодых людей чувства гордости за свой народ. В качестве примера представляют биографии его славных представителей, значимых событий и памятных дат. За образец можно взять реставрацию какой-нибудь героической битвы.
Как осуществляется работа школы в данном направлении
Мировосприятие ребенка резко отличается от взрослого. На службе у восприятия имеется яркая визуализация, эмоциональность. Реакция на значимые события бурная. Для успешного усвоения информации необходимо, чтобы она стала значимой. При изучении истории учителя просят школьника составить его родовое древо. Справиться с этой задачей можно только подключив взрослых из своей семьи. Их рассказы помогут воспринять ученику те исторические события, участниками и свидетелями коих были его родственники.
Самым важным значимым источником информации о героических событиях являются ветераны. Общение с ними вызывает чувство гордости у школьников за свой народ и ценности Победы. Именно на это и направлено патриотическое воспитание в школе.
Социальная среда играет не менее важную роль в появлении чувств любви к Родине. Она является образом поведения, а дети – самые лучшие подражатели в мире, от глаз которых не укроется ни один нюанс. Расшатанные устои, переоценка духовных ценностей всегда негативно отражаются на жизни всего общества. Самыми незащищенными в этой ситуации вновь оказывается молодое поколение, остро нуждающееся в примерах для подражания.
Забота государства в обеспечении преемственности поколений
Крушение СССР отразилось на всех сферах жизни некогда братских республик. К сожалению, были утеряны многие наработки советской педагогики, являющейся не самой худшей в мире. Все так страстно клеймили идеологию, разрушали, реформировали систему образования и воспитания. Благодаря всем этим действиям уровень образования упал. Появилось целое поколение, чьим главным ориентиром является достижение успеха любой ценой, а патриотизм подменяется откровенным национализмом, шовинизмом и фашизмом. Масла в огонь добавляют «западные партнеры», считающие себя непогрешимыми.
Высшее политическое руководство России приняло Государственную программу «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В ней говорится о том, что реализация механизмов ее исполнения будет происходить на основе совершенствования работы всех институтов государственной власти.
Это целый комплекс конкретных мер, различных мероприятий основной целью которых является Возрождение могучей системы воспитания молодежи.