Новые исследования показывают, что доисторические женщины занимались охотой наравне с мужчинами

Долгое время считалось, что в доисторических обществах охотой в основном занимались мужчины. Новые раскопки оспаривают это утверждение. Исследователи сообщают, что было обнаружено женское тело, похороненное вместе с охотничьими орудиями. Возраст находки около девяти тысяч лет.

Новая археологическая находка

Место захоронения было обнаружено в 2018 году во время раскопок на высокогорном месте под названием Wilamaya Patjxa на территории Перу. Пол скелета был подтвержден после анализа костей и микрочастиц, обнаруженных на зубах скелета.

Женщину, обнаруженную в высокогорье Анд, окрестили Wilamaya Patjxa 6, или WPI6. Ее нашли с полусогнутыми ногами, а рядом с ней обнаружили коллекцию каменных инструментов. Ученые утверждают, что такое метательное оружие использовалось для охоты на крупных животных.

Исследование находки

WPI6 на момент смерти было от 17 до 19 лет. Исследователями был произведен биологический анализ веществ в ее зубах. Маркеры показали, что это была женщина. В захоронении были также найдены кости крупных млекопитающих, свидетельствующие о значении охоты в те времена.

Авторы исследования, опубликованного в Science Advances, также проанализировали свидетельства других скелетов, захороненных примерно в тот же период в Северной и Южной Америке. Они уделяли особое внимание могилам, содержащим аналогичные инструменты, связанные с охотой на крупную дичь. Ученые обнаружили, что из 27 скелетов, пол которых можно было определить, 41 %, вероятно, были женскими.

Авторы предполагают, что это может означать, что в то время в Северной и Южной Америке охота на крупную дичь действительно велась как мужчинами, так и женщинами.

По словам археологов, предметы, которые хоронили вместе с людьми, как правило, те же, что и в жизни. Хотя некоторые ученые пытались доказать роль древних женщин в охоте, другие отвергли это утверждение, даже когда в женских захоронениях были обнаружены охотничьи инструменты.

Конкурирующие гипотезы

Эта идея противоречит гипотезе, восходящей к 1960-м годам, известной как «модель мужчина-охотник». Раньше предполагалось, что охота, и особенно охота на крупную дичь, в основном, если не исключительно, осуществлялась мужчинами.

Гипотеза основана на нескольких различных исследованиях, которые были проведены в прошлом.

Стереотипное представление о группах охотников состоит в том, что ученые предполагали разделение труда по половому признаку, когда мужчины охотятся, а женщины с большей вероятностью остаются дома с маленькими детьми и готовят пищу для всей семьи.

Некоторые современные охотники-собиратели до сих пор используют атлатлы (копьеметалка – древнейшее метательное приспособление) в соревнованиях по метанию, где регулярно принимают участие женщины и дети. Археологи, изучающие данные этих событий, предполагают, что атлатлы облегчали охоту как женщинам, так и мужчинам, возможно, потому, что для их использования не важны размер и сила человека.

Новое исследование развенчивает гипотезу, основанную на предыдущих археологических находках. Например, на месте поселения Сунгирь, которому 34 тысячи лет, археологи обнаружили захоронение двух молодых людей, одним из которых, вероятно, была девочка от девяти до одиннадцати лет. У обоих были физические отклонения, и они были похоронены с 16 копьями из бивня мамонта – невероятным подношением ценных охотничьих инструментов.

Современная интерпретация

В 2017 году в знаменитом захоронении воина-викинга из Швеции, найденном в начале ХХ века и долгое время считавшемся мужчиной, было обнаружено, что оно биологически женское. Этот вывод вызвал множество дебатов, но он указывает на то, как наши собственные современные представления о гендерных ролях могут повлиять на интерпретацию давней истории.

Утверждалось, что различие между «работой мальчиков и девочек» может иметь эволюционные преимущества. Например, он может позволить беременным и кормящим матерям оставаться рядом с домом, защищая себя и детей от вреда. Но мы все больше понимаем, что эта модель слишком упрощенная.

Поскольку охота является ключом к выживанию для многих высокомобильных групп охотников-собирателей, участие всего сообщества также имеет полезный эволюционный смысл. Некоторые говорят, что прошлое – это чужая страна, и чем больше у нас доказательств, тем более изменчивым могло быть поведение человека.

Несмотря на то что наиболее ранние исследования захоронений говорили о более четком разделении труда между первобытными людьми, современные раскопки позволяют сказать, что с охотой все обстоит по-другому. Более глубокий анализ захоронений в других местах стал очень ценным источником информации о том, каково было разделение труда в обществах охотников-собирателей.

«Наши последние открытия дают четко понять основную структуру древних групп охотников», – отметил в пресс-релизе ведущий автор современных исследований Рэнди Хаас, доцент антропологии Калифорнийского университета.

А вы интересуетесь новыми открытиями ученых?
А как же! Это же безумно интересно!