Марс - сейсмически активная планета: это доказал зонд, отправленный NASA

Первый работающий сейсмометр на Марсе обнаружил 174 землетрясения всего за 10 месяцев. Результаты подтверждают, что красная планета является сейсмически и вулканически активной. Недалеко от экватора Марса ряд странных трещин проникает глубоко в поверхность планеты.

Трещины Cerberus Fossae простираются на сотни миль, прорезая кратеры, холмы и все на их пути. Относительно молодые вулканы уже давно вызывают слухи о том, что регион сегодня все еще активен.

В серии статей, опубликованных в журналах Nature Geoscience и Nature Communications, ученые опубликовали первые доклады об открытиях, сделанных с помощью космического аппарата НАСА Mars InSight за последние 10 месяцев. Среди них громкий ответ на загадку Cerberus Fossae: красная планета геологически активна.

Средство InSight предназначено для изучения марсианской сейсмологии, геофизики, метеорологии и магнетизма. Оно несет первый работающий сейсмометр и первый магнитометр, которые когда-либо приземлялись на поверхности Марса. Астрономы говорят, что результаты этих исследований в конечном счете помогут им лучше понять геологические процессы, которые сформировали наш соседний мир.

Марс жив

В прошлом году, типичным весенним вечером на Марсе, вскоре после того, как установились дневные ветры и появились звезды, инструменты InSight обнаружили сильный сейсмический толчок. Другой последовал примерно через 80 минут. Пара марсотрясений имела магнитуду 3,0 и 4,0 - на удивление сильную. Проанализировав данные, исследователи определили, что толчки исходили из одной точки, которая находится примерно в 1,5 тыс. километров от аппарата.

«Впервые мы установили, что Марс является сейсмически активной планетой, — заявил главный следователь InSight Брюс Банердт на брифинге для СМИ на прошлой неделе. — И его сейсмическая активность больше, чем у Луны».

Сила толчков магнитудой 4,0

На нашей собственной планете землетрясения магнитудой 4,0 достаточно велики, чтобы чувствовать их под ногами, но недостаточно велики, для нанесения большого урона.

«Мы видели свидетельства вулканических потоков, разломов и потоков воды на поверхности — в течение последних 10 миллионов лет в (Cerberus Fossae), — говорит заместитель главного исследователя InSight Сюзанна Смрекар из лаборатории НАСА. — Землетрясения, которые нам удалось обнаружить до сих пор, находятся в этом районе. Интересно, что если взять простую модель тепловой эволюции Марса, мы бы не ожидали такого вулканизма в этой области».

По мере того как ученые узнают больше о специфической геологической деятельности, происходящей в Cerberus Fossae, они находят новые данные об изменчивости вулканов Марса.

Тряска не остановилась

В итоге зонд InSight зафиксировал колоссальные 174 сейсмических события на Марсе. Марсотрясения подразделялись на две категории: 24 были большими и находились далеко от InSight, а остальные были намного меньше и имели заметно более высокие длины волн — признак того, что они распространялись ближе к поверхности. Ученые продолжают изучать так называемые трещины марсики.

Хотели бы побывать на Марсе?