Дружба с собакой, приключения на Дальнем Востоке, культурная революция: какие фильмы победили на фестивале "Зеркало"

В Иванове прошел XVIII Международный фестиваль, посвященный кино, музыке, архитектуре, название которого — «Зеркало. Философия Тарковского». Он длился в период 28 июня — 2 июля. Кинопоказ осуществлялся в семи городах области, и для культурной жизни в регионе явился ярким событием. В основном конкурсе этого года участвовало девять картин от производителей из тринадцати стран. Какие фильмы стали победителями фестиваля?

Тема униженных и оскорбленных не теряет актуальности

Тема несправедливости никогда не теряет своей актуальности. И если на данном этапе развития общества победить ее невозможно, то хотя бы фиксация последствий несовершенства мира и самого человека кинематографистами, возможно, поможет потомкам решить ряд наболевших вопросов. Именно эта мысль красной нитью прошла через кинопроизведения, представленные на форуме. Вот некоторые примеры.

В камерной драме «Прощай, Джулия» режиссер Мохамед Кордофани на фоне истории своей родины — Судана, где десятки лет идет война между арабским севером и христианским югом, освещает взаимоотношения двух женщин. Это Мона и Джулия, обе стремящиеся быть хорошими женами, но разделяемые расовыми и религиозными предрассудками.

Фильм «Иво», представленный немецким режиссером Эвой Тробиш, является типичным отражением сегодняшнего европейского кинодискурса. В нем рассказывается о душевных терзаниях медсестры с профессиональной деформацией, которая превращает ее в морального инвалида.

Главный приз

Его завоевала картина «Черный пес», снятая Гуань Ху, режиссером из Китая. В этом году фильм также завоевал приз на Каннах в конкурсе «Особый взгляд». В отличие от некоторых других лент, представленных на фестивале, эта является жизнеутверждающей, удивляя своим тихим оптимизмом. События разворачиваются на фоне культурной революции, оказавшейся плановой китайской утопией.

Одно из поселений со дня на день сровняют с землей. Жизнь в ее обычном понимании для местных жителей в этих краях вскоре сойдет на нет. Некоторые из них не в силах мириться с этим и готовы свести счеты с жизнью. Но кто-то все же надеется на возможность ассимиляции.

И только Ланг, главный герой в исполнении Эдди Пена, прибывший на родину, чтобы стать свидетелем последних дней города, решается совершить героический поступок, не желая выбирать из двух зол наименьшее для себя. При этом изначально он не производит впечатления героического человека. Напротив, он производит впечатление совсем пропащего асоциального элемента, да еще и имеет судимость.

Но смелым Ланг становится благодаря своему единственному другу, но не человеку, а бродячей собаке, когда-то державшей в страхе всю округу, а теперь ставшей близким существом главного героя.

К оптимистичным лентам можно отнести фильм, снятый Элиз Жирар, под названием «Сидони в Японии». Это попытка режиссера обратиться к зрителям с таким обычным, но по-прежнему актуальным призывом, что в любой момент можно начать жизнь заново.

Награда за лучшую режиссуру

Ее получила Эмилия Гашич, снявшая картину «78 дней». Режиссер родом из Югославии и не понаслышке знакома с ситуацией, когда над гуманистическими принципами превалируют геополитические факторы.

Драма «78 дней» ассоциируется с семейной хроникой, снятой на пленку в конце XX века. Тогда эти маленькие камеры были неотъемлемой частью семейных торжеств.

Три сестры, Соня и Драгана с маленькой Тияной, во время операции «Союзная сила» переживают последствия конфликта. Их отец мобилизован и служит в армии. Начинают появляться беженцы. На смену ужасным впечатлениям первых дней приходит смирение и привычка.

Когда повсюду слышится вой сирен, героини переживают и ссоры, и маленькие праздники, первые влюбленности возникают на фоне периодически взрывающихся бомб.

Специальный приз

Якутскому фильму «Кукушка», созданному Евгением Николаевым, он был присужден жюри с формулировкой:

Впечатляющий дебют, который бросает вызов зрителям.

Главный герой Аркадий приезжает в родную деревню, чтобы ухаживать за могилами предков. Он одинок, рядом с ним только престарелый сосед с его скверным характером. С годами он стер из памяти детали трагических событий прошлого, но покоя так и не обрел. Ведь ночами под его окнами ходит какая-то неизвестная девушка, при этом потусторонние тени пытаются его выбросить из окна.

В новой версии «Кукушки» присутствуют старые приемы, присущие ее короткометражной предшественнице. Но некоторые ошибки режиссером исправлены, и сюжет стал более понятным. Это снова черно-белый фильм, и он по-прежнему красив и наполнен приключениями на Дальнем Востоке, очаровывая зрителя миром якутских шаманов.

Приз зрительских симпатий

Зрителям больше всего понравилась картина Ильи Зимина, родившегося в Иваново, под названием «Отца сын». Она является его курсовой работой. Режиссер адаптировал рассказ Василия Шукшина, представив его подкупающе лаконично, без пространных рассуждений о высоких материях.

Среди леса в полном одиночестве проживает старик Никитич. Он большой любитель русских романсов, записи которых он часто слушает, собирая для двустволки патроны. Коля — заключенный, совершивший побег из лагеря.

Герои вступают в перепалку, которая выглядит театрально, в процессе которой ими затрагиваются глобальные темы, связанные с Богом, со справедливостью, с жаждой жизни и старыми грехами.

Казалось бы, это вовсе не мудреное кино, однако на фестивале оно заиграло новыми красками. В нем звучит мысль о том, что шанс на возрождение имеется не только у праведников, не понятых миром, но и у самых отъявленных грешников. Но для этого им необходимо преодолеть нравственные преграды.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какой из описанных фильмов вам хотелось бы посмотреть?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.