Мы не должны исключать подземную жизнь на Луне и Марсе: новое исследование ученых Гарвардского университета

Согласно последним результатам исследований ученых из Гарвардского университета, на Луне и Марсе может быть обнаружена жизнь. Чтобы выяснить это, разработан новый способ. Совместно с астрофизиками из Флоридского технологического института (FIT) был сделан анализ вероятности существования воды в жидком состоянии. Простого обзора поверхности на факт наличия воды уже недостаточно. Поэтому результаты таких наблюдений не могут быть гарантией отсутствия живых организмов на других планетах и космических объектах.

Технически сложно, но все возможно

«Мы изучили много объектов и пришли к выводу, что под поверхностью могут складываться условия, пригодные для жизни. Чтобы узнать наверняка, нужно углубиться в скалистые объекты на Луне или Марсе. Лишь тогда можно будет с уверенностью делать заявления о наличии или отсутствии живых организмов», - сказал в своем заявлении один из главных авторов проекта Манасви Лингам, который является доцентом астробиологии.

Ученых не пугает тот факт, что такие поиски крайне сложно организовать с технической точки зрения. Однако это вполне реально даже при существующем уровне развития техники.

Все дело в том, что вода на поверхности планеты может находиться в жидком состоянии только тогда, когда есть атмосфера. Необходим столб газа, который создает давление, позволяющее воде переходить в жидкое состояние.

Но воздух - это не единственный фактор, который может создавать нужное давление. В толще планет среди горных пород также могут создаваться условия для получения жидкой воды, в которой может зародиться жизнь.

Чтобы найти жизнь, придется углубиться в толщу пород

Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, Лингам указал, что на поверхности Марса человечество не разглядело морей и океанов, но это не исключает наличие подземных озер.

Жизнь вполне может процветать в подповерхностных областях. Лингам сказал: «И на Луне, и на Марсе можно найти области, потенциально пригодные для образования жидкой воды. Особенно вблизи зон с тектонической активностью, где создается оптимальная температура.

Результаты исследований не гарантируют, что мы найдем развитые цивилизации или крупные организмы, но для существования простейших форм жизни этого более чем достаточно».

Все чаще ученые открывают организмы, которые могут выживать в экстремальных условиях. Поэтому Марс или Луна уже не кажутся столь невозможными местами для обитания живых существ.

Группа ученых сделала предположение о том, что оптимальной точкой для начала бурения, чтобы обнаружить признаки подземной жизни, являются области вблизи экваторов. Другие перспективные для изучения зоны находятся вблизи областей тектонической активности, где можно наблюдать повышение температуры.

Как думаете, существует ли жизнь вне Земли?