Микробы могут быть представителями космической жизни. Новое исследование показало, что они гораздо умнее и обладают "сверхмозгом"

Известная программа «Поиск внеземного разума» с 1959 года пытается выяснить, есть ли кто-то во Вселенной, кроме нас. Американский астроном Карл Саган и большинство других ученых считают, что в космосе должны находиться и иные человеческие цивилизации и что мы с ними можем общаться. Но скептики утверждают, что отсутствие свидетельств наличия таких цивилизаций указывает на то, что они вряд ли существуют. О новом исследовании, важном для науки, поговорим ниже.

Новые данные

Некоторые ученые говорят, что если иных человекоподобных цивилизаций в космосе нет, то, может быть, есть какие-то другие формы жизни, которые, вероятно, больше подходят для распространения во Вселенной, чем мы. Отсюда возникает вопрос: могли бы такие жизненные формы общаться друг с другом, создавая таким способом нечеловеческие сети?

Эксперты провели исследование, которое показало, что, возможно, такие нечеловеческие сети существуют. Их работа обнародована в научном журнале Biosystems. «Микробы могут быть представителями жизни в космосе. И они намного умнее, чем мы думаем. Мы показали, как бактерии имитируют программу Сети (аббревиатура от Search for Extraterrestrial Intelligence) без участия человека, – сказали ученые. – Чтобы понять микробов, нам следует отказаться от своих антропоцентрических предрассудков. Многие из нас считают, что бактерии – это одноклеточные организмы, которые вызывают недуги. Но в действительности все иначе. Микробы – это многоклеточные слабоорганизованные образования. Бактерии, к примеру, живут как сообщества, которые состоят из пары миллиардов человек. Фактически это колонии, которые умеют принимать решения и «думать».

Бактериальная колония

Типичная бактериальная колония представляет собой кибернетическую сущность – «сверхмозг», который решает экопроблемы. Все такие колонии на нашей планете связаны в бактериальную глобальную суперсистему, которую именуют бактериосферой. Эта «всемирная паутина» генетических данных в течение последних 3 млрд лет управляет потоком органических элементов на Земле таким способом, который за пределами возможностей человека останется навсегда. К примеру, микробы обеспечивают круговорот важнейших питательных субстанций, таких как сера, углерод и азот.

Даже сейчас бактерии на нашей планете являются превалирующими живыми существами. Если их убрать из биосферы, жизнь через некоторое время исчезнет. Именно поэтому они могут быть более приспособленными для общения и путешествий в космическом пространстве, чем мы. Недавнее исследование показало, что земные микробы могут жить в космосе около 3 лет или даже больше. Если к этому добавить интересный факт, что бактерии умеют в спящем состоянии существовать миллионы лет, станет ясно, что они весьма устойчивы.

Разные версии гипотезы панспермии, где говорится, что микробная жизнь перемещается по Вселенной, это мнение подтверждают. Последние математические модели показывают, что путешествия микробов возможны не только в нашей Солнечной системе, но и по всей галактике.

Микробная сеть

Как работает микробная сеть? Ученые считают, что бактериосфера умеет воспроизводить все шаги, которые делают люди в человеческой сети:

1. Способность читать сведения космического масштаба. К примеру, при помощи радиотелескопов человек анализирует обитаемые далекие планеты.
  2. Разработка технологий и получение знаний для выяснения, есть ли на планетах жизнь.
  3. Объявление о присутствии человека на Земле разумным инопланетянам и попытка установления с ними контакта в случае их ответа на первичные сигналы.

Рассмотрим 1 шаг. Известно, что способность бактерий считывать данные космического масштаба локализована. К примеру, цианобактерии умеют считывать часть электромагнитного спектра, излучаемого Солнцем в виде света. Это биоявление именуется фототропизмом.

Шаг 2 имел решающее значение для развития земной жизни. Цианобактерии создали биометодику в форме фотосинтеза (превращает солнечные лучи, углекислый газ и воду в питательные субстанции и кислород). В итоге мертвая планета трансформировалась в живую, или бактериосферу, за длительный эволюционный период. После бактериальная жизнь стала более замысловатой, что произвело животных и растительность за последние 600 млн лет. Сегодня микробы остаются главной формой жизни на Земле. Фотосинтез всегда подпитывал жизнь на нашей планете.

Шаг 3 посвящен общению между бактериями с идентичным химическим составом. Внеземные микробы должны интегрироваться с бактериосферу нашей планеты, если они имеют общий метаболизм и углеродную химию, включая белки, ДНК и иные биомолекулы. Обратный процесс тоже возможен.

Оценка микробной сети

Чтобы оценить микробную сеть, ученым следует в эволюционном смысле понять доктрину интеллекта. Это позволит им лучше изучить разум бактерий и его возможности в контексте микробной и человеческой сети. Некоторые биологи говорят, что интеллект человека – это лишь фрагмент широкого спектра природного ума, который включает растения и микробы.

Экспертам также требуется пересмотреть технологические сигнатуры как маркеры разумных цивилизаций. Физик Фримен Дайсон говорил, что цивилизации, развитые технологически, должны иметь колоссальные потребности в энергии. Они могут выполняться при помощи создания космических мегаструктур, которые именуют сферами Дайсона. Эти сферы цивилизации могут размещать вокруг своих планет и захватывать с их помощью энергию близлежащей звезды.

«Астрономы ищут такие мегаструктуры в космосе. Если они увидят, что свет от звезды блокируется, значит, это может быть то, что нужно», – утверждал Дайсон.

Иные способы поиска цивилизаций

Ученые говорят, что если человекоподобных цивилизаций в космосе очень мало, то их поиск при помощи отслеживания сфер Дайсона не имеет смысла. Вместо этого целесообразнее применить поиск биосигнатур как маркеров микробной жизни на обитаемых планетах.

Так, астрономы могут разыскивать газы в атмосферах планет, обозначающие наличие жизни. Это фосфин, кислород и метан, вырабатываемые микробами. Ранее в атмосфере Венеры был обнаружен фосфин, но сегодня эта находка выглядит сомнительной, так как новое изыскание показало, что это может быть диоксид серы.

И все же у ученых нет иного выбора, кроме как продолжать поиски. К счастью, космический телескоп Джеймса Уэбба умеет сканировать атмосферу планет, вращающихся вокруг далеких звезд. Этот прибор будет запущен в космос в конце 2021 года.

А вы интересуетесь новыми исследованиями ученых?