"Петля устойчивого внимания" - прием, делающий "Девушку с жемчужной сережкой" такой пленительной

Шедевр Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой" послужил источником вдохновения для множества людей: от писателей до режиссеров фильмов. Но, хотя картину по праву считают одним из самых захватывающих произведений искусства, когда-либо созданных, ученым потребовалось почти 400 лет, чтобы выяснить почему.

Уникальный психологический трюк

Теперь нейробиологи обнаружили, что в этой картине XVII века используется специальный психологический трюк, называемый "петлей устойчивого внимания", который не дает человеку оторвать от нее взгляд. Исследователи полагают, что этот уникальный эффект может даже объяснить привлекательность таких великих произведений искусства, как "Мона Лиза".

Картина "Девушка с жемчужной сережкой", написанная голландским художником Яном Вермеером в 1665 году, долгое время считалась одной из величайших картин своего периода. Мартин де Мунник, соучредитель нейробиологической компании, которая руководила исследованием, говорит: "Стоя в зале музея, вы обязательно обратите внимание на эту картину, хотите вы этого или нет. И вы не сможете оторваться от нее".

Как проводился эксперимент

Чтобы понять, что делает эту картину столь притягательной, музей Маурицхейс, где она хранится, пригласил нейробиологов изучить, как человеческий мозг реагирует на нее. Исследователи снабдили 20 участников специальными ЭЭГ-гарнитурами, которые регистрировали активность их мозга, в то время как датчики движения глаз фиксировали, куда они смотрели.

Выяснилось, что это полотно обладает уникальным эффектом привлечения внимания. Доктор Мунник говорит: "Было предсказуемо, что картина особенная. Но ее загадка стала для нас сюрпризом. Обычно, когда вы смотрите в лицо человека, вы смотрите на глаза, на рот, и на этом все заканчивается. Так вы подсознательно определяете, "безопасен" этот человек или нет. Но с этой картиной все иначе".

В чем же загадка этого шедевра

Вермеер хорошо известен тем, что большую часть своих картин он делает мягкими и размытыми, в то время как некоторые детали являются особенно резкими, чтобы привлечь внимание. В данной картине мастер использует три такие точки фокусировки: рот, глаза и серьга. Это и есть "петля устойчивого внимания".

Таким образом, взгляд зрителя не отрывается от картины, а скользит по треугольнику от глаз ко рту, к серьге и обратно к глазам. Этот эффект означает, что зрители будут смотреть на лицо на картине значительно дольше, чем на лица на других полотнах.

Исследователи полагают, что этот прием удерживания взгляда может объяснить, почему "Девушка с жемчужной сережкой" и другие великие картины, подобные ей, столь притягательны.

Чем дольше смотреть, тем привлекательнее картина

Нейробиологи, стоящие за исследованием, которое они планируют опубликовать в качестве научной статьи, теперь говорят, что хотели бы повторить тест с другими картинами, включая "Мону Лизу". Директор музея Маурицхейса Мартина Госселинк рассказала о шутливом соперничестве между двумя этими полотнами.

Специалист отметила: "Иногда люди называют нашу "Девушку с жемчужной сережкой" Моной Лизой Севера. Но я думаю, что времена меняются, так что теперь, возможно, Мона Лиза — это девушка Юга". Помимо раскрытия цикла устойчивого внимания исследователи обнаружили новые детали, которые могут объяснить, почему мы находим эти картины такими притягательными.

Разглядывать картины лучше в музее

Данные, собранные с помощью новейших технологий, показали, что участники, рассматривающие произведения искусства, испытывали наибольшую активацию в области мозга, называемой предклиньем. Эта область особенно связана с сознанием, личной идентичностью и восстановлением памяти.

Для дальнейшего изучения этой связи группа нейробиологов сравнила активность мозга людей при взгляде на постеры с изображением великих произведений искусства с активностью мозга при взгляде на реальные произведения искусства. Они обнаружили, что эмоциональные реакции участников были в 10 раз сильнее при взгляде на оригинал.

Это означает, что наблюдение за подлинным искусством в музейной обстановке оказывает гораздо большее воздействие на наш разум на неврологическом уровне, чем наблюдение за теми же изображениями в другом месте. Но что насчет "Моны Лизы"? Какой из феноменов заставляет миллионы людей приходить в Лувр и часами любоваться на нее? Вот что об этом говорят ученые.

Тайна "Моны Лизы" тоже раскрыта

Многие люди, любовавшиеся картиной Леонардо да Винчи, утверждали, что глаза Моны Лизы следят за ними, в какую бы сторону они ни пошли. С тех пор это явление получило название "эффект Моны Лизы". Но теперь ученые выяснили: это всего лишь иллюзия, и на самом деле таким эффектом картина не обладает.

Новое открытие развенчивает давний миф о том, что посетителей Лувра по залу преследует взгляд Моны Лизы. Авторы исследования утверждают: девушка на картине вовсе не смотрит на зрителя. Ее взгляд направлен в левую сторону от себя на 15,4°.

Чтобы проверить это, исследователи поместили участников на расстоянии 66 см от экрана с изображением картины и попросили их указать, куда, по их мнению, смотрит Мона Лиза. Люди подтверждали, что ее взгляд находится примерно в 15,4° от их текущего положения.

Никакого волшебства – только наука

Для того чтобы так называемый эффект Моны Лизы оказался правдой, взгляд должен быть прямым или иметь поворот не более 5° от предполагаемого местонахождения человека. Почему же людям казалось, что картина на них смотрит? Это иллюстрирует сильное желание каждого из нас быть объектом внимания других людей, быть нужным кому-то, даже если вы совсем не знаете его.

Исследователи собрали более 2000 оценок, чтобы выяснить, куда, по мнению людей, смотрела Мона Лиза. Они обнаружили, что все измерения указывают на то, что ее взгляд направлен не прямо на наблюдателя, а в правую сторону от него. Теперь очевидно, что термин "эффект Моны Лизы" не более чем попытка выдать желаемое за действительное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравится картина "Девушка с жемчужной сережкой"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.