Можно спросить практически любого родителя о том, полезен ли дневной сон для их чада; и, вероятно, большинство мам и пап громко ответят "да". Ведь такой отдых помогает малышам и улучшить настроение, и восстановить силы, и позволяет повысить успеваемость. Однако теперь к подобному выводу пришли и ученые.
Выявленные данные
Новое исследование Университета Пенсильвании и Калифорнийского университета Ирвин, подтверждает мнение, которого интуитивно придерживаются родители. В исследовании принимало участие почти 3000 учащихся в возрасте от 10 до 12 лет. Оказалось, что между дневным сном и настроением, самоконтролем и здоровьем детей существует непосредственная связь. Кроме того, непродолжительный обеденный отдых позволил малышам и увеличить IQ. Один из авторов исследования указывает, что наиболее значимая статистическая связь демонстрирует важность дневного сна для школьной успеваемости.
"Те дети, которые спали днем три и более раз в неделю, получали на 30 % более высокие оценки в классе. А ведь этого хотели бы все родители - чтобы их дети хорошо справлялись со школьной программой", - подчеркивает исследовательница Анн Петерсон.
Недостаток сна и последующая усталость очень широко распространены среди детей. Более того, негативные эффекты на малышей распространяются гораздо в большей степени, чем на взрослых. И все же большая часть предыдущих исследований была сосредоточена на детях более младшего возраста - дошколятах.
Отчасти эта ситуация обусловлена тем, что дневной сон обычно устраивают только детсадовцам. Что касается начальной и средней школы, то здесь данная практика проводится гораздо реже. Однако исследователи всерьез озабочены тем, что учащиеся действительно нуждаются в дневном сне. Вопрос в том, что сама организация школьного процесса обучения не позволяет им получить то количество дневного отдыха, в котором они на самом деле нуждаются.
Какие показатели были изучены
Всего в исследовании приняло участие 2928 детей. Ученые собирали данные о о частоте и продолжительности сна. Информация содержала не только психологические показатели, но и цифры, отображающие физиологическое состояние такие, как индекс массы тела и уровень глюкозы в крови. Также исследователи попросили учителей предоставить данные о поведении и академической успеваемости юных испытуемых. Затем они проанализировали связи между наличием дневного сна и этими показателями.
Новаторское исследование
Ученые подчеркивают, что это было первое комплексное исследование подобного рода. "Многие научные изыскания, проводимые с целью определить потребность в дневном сне для представителей разных возрастов, уже давно показывают необходимость такого отдыха. Однако раньше на детях 10-12 лет таких исследований не проводилось. Теперь же мы получили данные, которые на самом деле указывают на то, что дети физиологически нуждаются в дневном сне", - говорит Анн.
"В целом, возможность обеденного сна для школьников - это просто вопрос организации обучения. Это могло бы помочь и детям, и учителям - ведь в таком случае школьники стали бы более внимательными и собранными".
Реально ли воплотить эту опцию на практике?
Сложно не согласиться с рекомендациями ученых. Однако на практике, конечно же, было бы сложно внедрить подобную систему. Ведь она означала бы, что помимо классных комнат в каждой школе должны быть и спальни. Или, как минимум, специальные комнаты отдыха. А кто станет заниматься такой кардинальной переменой в образовательной системе, пускай даже таковы физиологические потребности детей? Но несмотря на сложности, подобная идея могла бы стать интересной, скажем, для владельцев элитных платных школ. Эта опция могла бы существенно улучшить имидж такого учебного заведения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание