Сегодня ни один логопед уже не удивляется, когда у него просят запустить ребенку речь. И встает вопрос, действительно ли есть некая волшебная процедура, которая позволяет безречевому малышу быстро заговорить, или это образное выражение? А может быть и вовсе маркетинговый ход, чтобы логопеды и дефектологи могли больше заработать? Наверное, частичка истины есть в каждом выражении, но давайте разберемся.
Красивая фраза, и что стоит за ней
Ни в одном учебнике по логопедии нет такой формулировки, как "запуск речи". Опытные специалисты тоже не могут вспомнить, чтобы в университете их учили подобным вещам. Но попытка выяснить, что это за волшебная процедура, обычно приводит только на рекламные сайты. Можно сделать вывод, что это модное слово, которое появилось в обиходе сравнительно недавно.
Откуда же оно взялось? На самом деле, сформировалось выражение из запроса родителей. Ребенка с проблемами речевого развития приводит на прием к неврологу и просят сделать что-то, чтобы он начал говорить. Часто этот запрос так и звучит: "помогите сдвинуться с мертвой точки, запустить речь". Неврологи направляют к логопедам, которые не только подхватили выражение, но и сделали его "продающим". Итак, запуск речи, что же скрывается за этим понятием.
Запуск речи эффективен только при задержке речевого развития
Давайте разберем сам механизм этого явления и попробуем понять, а действительно ли эта модная услуга приводит к поставленным целям. Запуск речи у неговорящих детей на самом деле возможен, но только в одном случае - если имеет место темповая задержка речевого развития. Если с ребенком не разговаривали или обычно за него разговаривали, или он долго болел, но патологии органов артикуляции и речевых центров головного мозга нет. Вот в этом случае, чтобы он заговорил, нужно как раз и провести ту самую волшебную процедуру, когда речь начинает бить, как из рога изобилия, буквально по щелчку пальцев.
На самом деле сам запрос родителей оправдан. У них проблема, ребенок не говорит, поэтому они и просят запустить этот важный процесс. Другое дело, что родители упускают важную вещь. Запуск речи невозможен, пока не выстроены базовые предпосылки: имитация, копирование, соотнесение, зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, слухоречевая память. Именно поэтому логопеды начинают свою работу не с повторения слов или звуков, а с моторного копирования.
Почему курсы «запуска речи» неэффективны
На самом деле важно понимать, что такое запуск речи, какие могут быть последствия и к чему это может привести. Но тут претензии не к родителям, они запрашивают правильно, это задача специалиста, провести диагностику и проинформировать маму с папой. Эхолалия - это тоже речь, но она не имеет ничего общего с коммуникацией.
Логопед должен обязательно сказать, что в одном случае запуск речи это хорошо, а вот в другом - вещь совершенно мифологическая. Дело в том что, речь может отсутствовать по целому ряду причин, и в случае патологического развития речи и механического ее отсутствия запуском речи не обойтись. В советское время была книга Кузьминой Н.И., Рождественской В.И. "Воспитание речи". Удивительное название показывает нам, что речь требуется воспитывать как живой организм, нежно выращивать и формировать.
Что делают периодически некоторые логопеды? Они говорят родителям, сейчас пройдем 10-20 уроков, и речь запустится. Проходит указанное время и появляется первая фраза: "мама дай", "баба ням-ням". Все счастливы, но на этом все. Если не продолжить процесс научения и коррекции, то речь останется на таком уровне надолго, если не навсегда. И в 6 лет, и в 30 лет он будет продолжать говорить точно так же.
Стоит ли родителю быть спокойным, если после запуска речи ребенок заговорил
Запустить речь действительно мало. После этого нужно продолжать работать с логопедом или делать это дома самостоятельно, если вы понимаете принципы организации коррекционного процесса. Дальше речь нужно формировать по всем принципам развития речи у здорового ребенка. Это касается и детей с алалией и ребят с аутизмом. Бывает такое, что речь сама запустилась. В другом случае, запуск речи у неговорящих детей происходит только под контролем специалистов. Но и здесь бывают нюансы. Представьте молодого человека 15-16 лет, на первый взгляд прекрасно разговаривающего, но испытывающего сложности в общении со сверстниками и успеваемостью в школе. Стоит посмотреть внимательней, как станет понятно, что его речь осталась на уровне 6-7 летнего ребенка. И самое неприятное, что речевая несформированность (недостаток лексики, сложности с грамматикой) не позволяют детям учиться в школе. Будет ли развиваться речь самостоятельно дальше у ребенка с алалией после того, как он "разговорился"?
Что будет с ребенком после запуска речи
Как видите, пускать такой важный процесс на самотек нельзя. Начальную школу сегодня закончит практически любой ребенок. Но уже в среднем звене все участники образовательного процесса сталкиваются с непреодолимыми сложностями с математикой, физикой и химией. Почему так происходит? Потому что запуск речи у детей ограничивается первыми фразами. А дальше, как все думают, природа свое возьмет. Нет, если бы это было возможным, то помощь логопедов не нужна была бы никому. Речь, как таковая, не нужна нам с точки зрения биологического выживания. Именно поэтому об ее утрате или неразвитости организм не будет переживать. Это не функция дыхания, жевания или глотания, утрата которых равна гибели.
Смотрим в корень
Ничего не проходит само. Если у ребенка нет речи - значит этому есть причины. Выстроить простую фразу - это не значит вылечить алалию или дизартрию, здесь требуется более глубокая работа. Именно поэтому логопедический запуск речи требует продолжительной работы. Не зря специалисты порой шутят, что они своих маленьких пациентов ведут до женитьбы. Во всяком случае до старшего подросткового возраста имеет смысл периодически приходить на консультации к вашему специалисту.
У детей нужно запускать не речь, а понимание
И с этим тоже специалисты сталкиваются регулярно. Экспресс -методики запуска речи не предполагают глубокой проработки речевого базиса, они нацелены на быстрый результат, зачастую считывания готовой структуры фразы с визуальной опоры. Что мы получаем? Ребенок что-то говорит, но поддержать или развить этот результат родители не могут. Не появляются новые слова, не разворачивается фраза. А все почему? Потому что нет понимания.
Ответственные родители замечают, что что-то идет не так, и ищут новые способы помощи малышу. Другие наивно надеются, что сейчас отдадут ребенка в сад или в школу, он начнет читать, и все само наладится. На самом деле все будет наоборот. Письменная речь базируется на устной, а если проблемы с первой, добавьте к ней нагрузку школьной программы и получите тревожность, отказ отвечать у доски, замкнутость и целый букет других проблем.
Заключение
Какова же цена запуска речи без учета индивидуальных особенностей детей? Взять малыша с сенсорной алалией, у которого сильно снижена возможность понимания обращенной речи. При этом дать ему стандартную схему простой фразы несложно, он быстро начнет говорить, но от этого станет только хуже. Такие дети оперируют набором фраз из мультиков, выражений родителей, при этом они используют их не к месту, порой сплошным потоком. Поведение детей становиться только хуже. Их никто не понимает, даже родителям тяжело выдерживать их монологи, никак не соотносимые с ситуацией. Если у ребенка проблемы с речью - ищите грамотного специалиста, проходите обследование и занимайтесь коррекцией.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание