Руководитель, склонный к вспышкам гнева, - глобальная проблема для всего коллектива. Стабильность - явно не про него. Но даже в таких условиях можно научиться эффективно отстаивать свои интересы, не провоцируя открытый конфликт.
Стоит ли ругаться с начальником-скандалистом? Нет, это провальный путь. С таким подходом можно лишь усугубить конфликт и даже лишиться работы. Этого хотите - вперед!
Даже если до увольнения дело не дойдет, открытая конфронтация еще сильнее "заведет" шефа, он может потерять самоконтроль. Будет ли он оценивать аргументы работника всерьез в таком состоянии? Вряд ли. Скорее, любую критику он воспримет в штыки и может даже как-то навредить, унизить работника, чтобы самому не терять марку.
Начальник вспылил и работник нахамил в ответ? Тоже плохая тактика. От этого накал страстей только усилится. Да и зачем опускаться до уровня скандалиста, с которым невозможен здравый, конструктивный диалог? Разумнее сохранять спокойствие и хладнокровие.
Не забывайте и о том, что, даже если руководитель на работе не прав, грубость наряду с ответными выпадами в его адрес могут сильно подпортить репутацию сотрудника в глазах всего руководства и коллектива. Зачем вам это нужно?
Даже если с шефом не повезло, всегда можно попытаться отстоять себя конструктивно, без криков и громких ответов на провокации. Но как это сделать, если характер руководителя, мягко говоря, не сахар? Об этом - далее.
Сохраняйте профессиональное отношение
В ситуации, когда назревает конфликт с вспыльчивым руководителем, важно сохранять профессиональное отношение и не поддаваться на провокации, даже если они будут очень мастерскими.
Да, легко ответить криками на крики, но это лишь усугубит конфликт с руководителем на работе и сделает невозможным конструктивный диалог в дальнейшем. Продолжайте говорить спокойно, четко формулируя свои мысли и аргументы. Важно избегать эмоциональных всплесков и излишней экспрессивности в речи - нужен только взвешенный, деловой тон, который поможет достучаться до начальника. Если не поможет, вы хотя бы лицом в грязь не упадете и не испортите отношения окончательно. Спокойствие в таких ситуациях - признак профессионализма, а не слабости.
Внимательно слушайте аргументы руководителя
Не рвитесь сразу же отстаивать свою позицию - попробуйте сначала внимательно вслушаться в претензии руководителя. Возможно, недовольство шефа вызвано не столько действиями сотрудника, сколько какими-то другими факторами, о которых вы можете просто не знать. Говорите об этом и внимательно, вдумчиво слушайте, что говорит вам босс, пока высказывает свои претензии (а может быть, даже выкрикивает). С таким подходом вы быстрее поймете, что же на самом деле выводит из себя руководителя. Шансы найти точки соприкосновения заметно возрастут.
Предлагайте конструктивные решения проблем
Хотите все-таки попытаться отстоять свою позицию - этого будет мало. Вместе с аргументами в пользу своей позиции готовьте сразу конкретные варианты решения назревшей проблемы.
Если руководитель на работе не самодур, а просто вспыльчивый человек, скорее всего, такой подход ему понравится. Он покажет ваш профессионализм и вовлеченность в рабочий процесс. А если все сказанное найдет отклик в голове шефа, то, скорее всего, вы очень быстро найдете с ним общий язык - впредь диалоги станут более конструктивными.
Выбирайте подходящее время для разговоров
Независимо от типа руководителя, всегда выбирайте правильное время для разговора с ним, а если босс вспыльчивый - тем более! В неспокойном эмоциональном фоне любой спор обречен на провал. Начальник "задавит" если не аргументами, то положением. В любом случае простой работник окажется в проигрыше.
Для разговоров старайтесь выбирать такие моменты, когда шеф будет наиболее спокоен и открыт для нормальной беседы. Желательно, чтобы в такие моменты рядом никого не было. Если все эти факторы совпадут, скорее всего, работник будет услышан.
Проявляйте корректность
Ни в коем случае нельзя переходить на личности или показывать собственное раздражение. Это только накалит эмоциональную обстановку и сделает диалог невозможным.
Старайтесь говорить спокойно и уважительно. Ваша основная задача - найти общий язык с начальником. Даже если руководитель проявляет агрессию, важно сохранять доброжелательный тон и не давать волю гневу в ответ. Только такой подход способен снизить градус конфликта и создать предпосылки для конструктивного разрешения проблемы.
Не надо переходить на личности, злые выпады и демонстрация своего раздражения тоже будут лишними. Все это показывает вашу слабость и окончательно лишает шанса быть услышанным.
Обращайтесь к фактам
Вспыльчивые руководители на работе, как правило, нуждаются в бесконечном подтверждении своей значимости. Будьте хитрее, старайтесь проявлять уважение к их авторитету и достижениям. Обсуждаете рабочие вопросы - говорите спокойным, уверенным тоном, без провоцирующих фраз.
Есть проблема - сосредоточьтесь на ее решении, а не на эмоциональной реакции начальника. Формулируйте предложения в позитивном ключе, подкрепляя их объективными данными. Не говорите боссу, что его решение станет причиной проблем. Лучше сказать, что альтернативный вариант поможет избежать сложностей.
Терпение и выдержка - вот что главное в общении с вспыльчивым начальником. Такие люди срываются часто, но так же быстро остывают. Ваша задача - не расстраиваться и не принимать критику лично, а профессионально реагировать на ситуацию.
Ищите компромиссы
Конфликтные ситуации с руководителем на работе часто возникают из-за разницы во взглядах и приоритетах. Чтобы избежать их, надо проявлять гибкость и учиться искать решения, которые устроят обе стороны.
Возьмите за правило выслушивать претензии начальника, не перебивая и не оправдываясь. В такие моменты лучше сосредоточиться на поиске путей решения проблемы. Например, поищите альтернативный вариант, который учитывает позицию руководителя, но при этом сохраняет ключевые элементы того плана, который вы предложили.
Не говорите, что что-то невозможно или вы такого делать не станете. Ищите взаимовыгодные решения, которые смогут сгладить острые углы в общении и поддержать продуктивные рабочие отношения.
Сохраняйте самообладание
Тревожность и неуверенность - вот что чаще всего заставляет руководителя идти на провокации. В такие моменты важно проявлять эмпатию и понимание. Говорите тихим, размеренным голосом и избегайте резких, эмоциональных реплик. Выслушали критику - спокойно объясните свою позицию, подкрепляя ее фактами.
На самом деле руководители ценят тех подчиненных, которые сохраняют самообладание в стрессовых ситуациях. Это показатель зрелости, надежности и умения эффективно решать проблемы. Чаще всего вспыльчивый характер руководителя куда-то пропадает, когда он видит, что подчиненный не реагирует на эмоциональные всплески. Более того, с такими людьми руководство охотнее налаживает контакт.
Сохраняя спокойствие и профессионализм, можно успешно отстаивать свою позицию даже если приходится иметь дело со вспыльчивым руководителем. Учитесь слушать, старайтесь предлагать конструктивные решения и ищите разумные компромиссы. И очень вероятно, что вы не просто сумеете отстоять себя, но даже подстроитесь под черты характера руководителя, который явно не отличается спокойствием в общении.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание