Хилари Клинтон связывалась с тайной организацией педофилов через популярную Вашингтонскую пиццерию Comet Ping Pong и осуществляла торговлю детьми? Нет.
Джордж Буш организовал нападение на башни-близнецы и убийство тысяч своих граждан в 2011 году? Тоже нет.
Так почему же люди думают, что они это сделали? И что говорят нам теории заговора о том, как мы видим мир?
Они повсюду
"Они были постоянным фоновым шумом в течение по крайней мере последних 100 лет", говорит профессор Джо Усински, автор "Американской теории заговора".
Теории заговора характерны не только для Америки. В 2015 году исследователи из Кембриджского университета в Великобритании пришли к выводу, что большинству британцев также свойственны верования в различные конспирологические теории. Одной из пяти наиболее популярных теорий стало предположение о существовании секретной группы людей, которая контролирует мировые события совместно с инопланетянами.
Они также выяснили, что увлечение теориями заговора не свойственно какой-либо одной социальной группе, а равномерно распределено между представителями разных полов, возрастов и социальных классов.
Людям не нравится осознавать, что они не могут объяснить все на свете. Реальность же хаотична, нелогична и непредсказуема, поэтому нам легче принять теорию заговора - так появляется возможность списать на кого-то ответственность за происходящее и хоть чем-то обосновать ситуацию. Кроме того, когда мы совершаем хороший поступок, с большой долей вероятности кто-то обернет его против нас.
С точки зрения теории заговора, версии и за, и против эквивалентны между собой. Сторонники теории о том, что Буш взорвал башни-близнецы, были прежде всего демократами, в то время как люди, которые думали, что Обама подделал свое свидетельство о рождении, главным образом республиканцы, но статистические данные почти одинаковы для обеих сторон.
Зачастую ложные теории очень легко опровергнуть. Например, разговоры о том, что высадка на Луну американских астронавтов в 60-е годов была смоделирована, вызвали волну новых исследований, доказавших, что это не так. Утверждения о том, что нацистский военный преступник Рудольф Хесс в тюрьме был подменен двойником, были опровергнуты ДНК, предоставленной дальним родственником.
Часть политической жизни общества
В мире существует несколько версий теории о том, как элитарная группа, в которую входят политики, знаменитости и потомственные миллиардеры, влияет на основные события в мире.
Чтобы понять, почему нас так привлекает идея существования мрачных сил, контролирующих политические события, мы должны подумать о психологии, лежащей в основе теорий заговора.
"Мы очень преуспели в стремлении все объяснить, разложить по полочкам и унифицировать. Но иногда мы преувеличиваем, считая, что видим смысл там, где его нет", - говорит профессор.
По сути, мы видим цепочку совпадений вокруг крупных событий, а затем придумываем историю из них.
История становится теорией заговора, потому что она содержит "и хорошее" и "плохое", причем последней приписывается ответственность за все, что нам не нравится.
Во многих отношениях это похоже на повседневную политику.
Мы часто обвиняем политиков в плохих событиях, даже когда они находятся вне их контроля, говорит профессор Ларри Бартельс, политолог из Университета Вандербильта.
"Люди будут вознаграждать или слепо наказывать правительство за хорошие или плохие времена, не имея четкого понимания того, способствовала ли и как правительственная политика этим результатам", - говорит он.
Это происходит, даже когда события, которые объективно очень мало связаны с правительством, идут не так, как нам хочется.
"Один случай, который мы подробно изучили, связан с серией нападений акул на побережье Нью-Джерси в 1916 году", - говорит профессор Бартелс.
"Позже эти события легли в основу фильма "Нападение акул на Нью-Джерси". Мы обнаружили довольно значительное снижение поддержки президента Уилсона в районах, которые больше всего пострадали от нападений акул".
Роль теорий заговора можно проследить и на более крупных политических ситуациях.
В Великобритании референдум по вопросу ЕС создал группы "ремейнеров" (которые хотят оставаться в ЕС) и "ливеров" (которые хотят выйти из ЕС) аналогичного размера.
"Люди чувствуют принадлежность к своей группе, но это также означает, что им присуще некоторое чувство антагонизма в отношении людей другой группы", - говорит профессор Сара Хоболт из Лондонской школы экономики.
Ремейнеры и ливеры иногда интерпретируют мир по-разному. Например, столкнувшись с одними и теми же экономическими фактами, ремейнеры с большей вероятностью скажут, что экономика идет не так, но ливеры в целом довольны.
"Ливеры, которые в преддверии референдума предполагали, что проиграют, с большей вероятностью думали, что референдум может быть сорван, - говорит профессор Хоболт. - Но все изменилось после оглашения результатов, потому что в то время ремейнеры оказались на проигравшей стороне".
Заговоры будут существовать, пока жива политика
Возможно, тот факт, что теории заговора прочно интегрированы в политическое мышление, не особенно обнадеживает. Но это вполне естественный процесс, который не должен удивлять.
"Зачастую мы формируем наши убеждения так, чтобы они подтверждали то, что мы хотим, чтобы было правдой", - говорит профессор Бартелс.
И даже наличие дополнительной информации мало влияет на это, мы ее игнорируем и среди тысяч источников опираемся на те, которые говорят в нашу пользу.
Однако, если происходят действительно благоприятные события, опровергающие наши верования, мы радуемся, даже если придерживались противоположной теории. В конце концов, мы хотим чувствовать себя комфортно, а не быть правыми.
Вот почему конкретные теории заговора приходят и уходят, но сама идея заговора всегда будет присутствовать в трактовании политических событий.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание