Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве. Окончила театральное училище имени М. С. Щепкина. С 1959 года начинается ее путь в московском академическом театре имени Владимира Маяковского. В 1980 году получила заслуженное звание народной артистки РСФСР. Снималась в таких замечательных картинах как «Евгений Онегин», «Служебный роман», «Гараж» и многих других. В настоящий момент актрисе 86 лет. Она по-прежнему полна сил и потрясающих идей, которые хочет реализовать в творческой профессии.
Общее впечатление
С именем Светланы Владимировны связан образ утонченной интеллигентной женщины. Во всех фильмах она немного иная, чем все остальные, но никогда не остается незамеченной. Героиня Немоляевой – пленительная и загадочная. Далекая от реальности мечтательница, погруженная в собственные размышления и фантазии. На нее смотришь и кажется, будто этот персонаж из другого мира – там, где чувства руководят сознанием.
Ее роли – яркие, запоминающиеся, всегда стоят особняком от основного повествования. Эти образы как будто и созданы специально для того, чтобы подсказать что-то зрителю, напомнить о давно забытом – чувствах, мыслях, нравственной позиции, решениях, принимаемых сгоряча, ответственности, которую потом придется нести. Фильмы с ее участием легко запоминаются, их хочется пересматривать, разбирать на цитаты.
Режиссер и артист
В своих интервью Светлана Владимировна неоднократно упоминает о том, что актер, будь он хоть трижды талантлив, не имеет возможности реализоваться самостоятельно. Ему нужен режиссер, тот человек, который сможет эту неуемную энергию поместить в мирное русло, подтолкнуть в нужном направлении. Говоря иными словами, сама природа артиста постоянно стремится к тому, чтобы быть вовлеченной в бесконечный процесс творческого перерождения.
Актерская профессия как раз и призвана для того, чтобы выразить мысль автора, в полной мере реализовать его гениальную задумку. Хороший артист очень похож на кусок пластилина: принимает нужную форму, убирая все лишнее. Поэтому на съемочной площадке главный всегда режиссер. Он смотрит на происходящее под другими углом, находится как будто над ситуацией, а не внутри нее. По этой причине ему виднее, он руководит процессом. И нужно иметь большое мужество, чтобы постоянно соглашаться с этим, даже если затронуты твои личные амбиции. Только по-настоящему мудрый актер готов признать первенство над собой, позволить себе быть пластилином в руках мастера. В конечном итоге от этого выиграют все участники процесса, в том числе и зритель, пришедший на премьеру.
Говоря о режиссерской деятельности, Немоляева с гордостью упоминает Эльдара Рязанова. С этим человеком они сотрудничали много лет. «Рязанов мне открыл внутренний актерский мир». С его именем связано множество воспоминаний и приятных впечатлений. Видно, что совместной работе отдано много сил.
Трепетное отношение к ролям
Светлана Владимировна подчеркивает мысль о том, что в актерской профессии главное сохранить внутреннюю чистоту и ясность ума. От этого зависит потребность в самореализации, желание достичь большего. Она 64 года работает на одном месте – в театре Владимира Маяковского, и это именно служение, готовность ежедневно отдавать себя. В каждом слове чувствуется полная самоотдача, стремление сделать свою работу лучше, довести ее до совершенства. Каждая роль – отдельная законченная история. Она, как ребенок, которого приходится выпускать в жизнь, или книга, предложенная пытливому зрителю. Даже самая крохотная роль обязательно должна быть запоминающейся. В противном случае ее не стоило играть.
Немоляева подчеркивает, что никогда не согласится сниматься в картине, которая ведет к саморазрушению, заставляет поступиться нравственными принципами. Искусство должно возвышать. Творчество несовместимо с гонкой за деньгами. Ведь человеческая потребность в доброте, первобытности чувств и внутренней чистоте на самом деле с годами никуда не уходит. Меняются сиюминутные приоритеты, но вечные ценности остаются неизменными.
Актерское амплуа
Светлана Владимировна всегда играет умных, образованных женщин. Ее природная интеллигентность обозначается всюду, какой бы образ ни возникал на экране. Вспомним утонченную Ольгу Рыжову из «Служебного романа». Несмотря на то, что героиня не главная, она все равно яркая, запоминающаяся, приковывающая внимание.
Самое главное, что ей веришь и обязательно сопереживаешь. А это, пожалуй, самое важное в актерской профессии – чтобы твой персонаж в каждом слове оставался живым, неподдельным, вызывал эмоциональный отклик у зрителя, не оставлял его равнодушным.
Совместная работа с внучкой
Полина Лазарева с теплом говорит о своей знаменитой бабушке. Та всегда поможет, подскажет и даст дельный совет. Она говорит о том, что бабушка ее наставник и самый лучший друг. Немоляева глубоко убеждена: чтобы работать на одной площадке с близким родственником, необходимо отбросить множественные стереотипы.
Придется научиться смотреть на происходящее немножко с другой стороны, видеть то скрытое, что прежде не замечалось.
Вместо заключения
Немоляева – незабываемая актриса. Она выносит в кадр собственные чувства, помогает зрителю пережить внутренний катарсис и выйти после просмотра кино обновленным, готовым к смелым решениям. Что особенно читается в глазах – непревзойденная любовь к жизни, стремление быть целостной, нести свет и добро. Ее можно назвать человеком с большой буквы, который не утратил значимые ценности, а продолжает по сей день развивать их в себе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание