Представление о том, что школьники должны и могут делать уроки без какой-либо помощи со стороны, в большинстве случаев опровергаются реальностью. Исследования показывают, что многим детям нужна помощь при выполнении домашней работы, и это касается не только начальных классов. У старшеклассников растет нагрузка, что тоже требует определенной поддержки.
Другое дело, что помощь скорее должна выражаться не в совместном разборе задач и упражнений. Чаще всего речь идет о психологических факторах, проблемах нехватки времени и внешних обстоятельствах. И в каждом случае для оказания эффективной помощи ребенку прежде всего нужно будет определить конкретную проблему.
Делать уроки скучно
Большинству детей сложно найти что-то увлекательное и вдохновляющее в решении задач и зазубривании параграфов. Но можно предложить новые форматы выполнения заданий, в которых ребенок сможет проявить креативное мышление с поиском разных решений или будет осваивать учебные материалы через видеоролики с игровыми процессами. Разнообразие в любом случае поможет уйти от скуки при выполнении уроков, делая их более увлекательными.
Сложности с концентрацией
Прокрастинация стала проблемой не только для взрослых, но и для детей, которые еще больше подвержены отвлекающим факторам. Помочь ребенку в данной ситуации можно только изоляцией от всего, что его отвлекает во время уроков. То есть со стола и поля зрения убираются все гаджеты с игрушками и лишними аксессуарами.
Можно ввести правило: никаких развлечений, пока домашняя работа не будет выполнена. Со временем это войдет в привычку и ребенок будет стараться своевременно управиться с уроками, чтобы пойти гулять на улицу или играть в видеоигры.
Уроки вызывают чувство несвободы
Другая крайность, когда чрезмерные ограничения подавляют ребенка и у него возникает естественное желание сопротивляться этой «повинности». Поэтому введение ограничений и правил выполнения уроков до развлечений должно вводиться мягко и так, чтобы школьник осознавал его смысл.
Дети в любом случае стремятся к играм и развлечениям, но важно также вырабатывать чувство ответственности. В этом балансе с пониманием обязанностей ребенок научится ценить и свое свободное время.
Склонность к перфекционизму
Есть высокочувствительные дети, которые боятся выполнять уроки неидеально. Они могут много раз решать одну и ту же задачу, стараясь найти наилучший вариант. Но рано или поздно все равно возникнет ситуация допущения ошибки.
Родители могут помочь ребенку эмоционально переживать эти моменты, также примиряя с мыслью, что ошибки с неудачами хоть и нежелательное, но совершенно нормальное явление.
Повышенная тревожность
Беспокойства и тревоги могут быть следствием не только перфекционизма. Страхи перед сложностями и неудачами часто возникают в условиях давления, когда и родители подчеркивают большую ответственность ребенка за выполнение уроков.
В такой ситуации лучше смягчить нагрузку и дать школьнику расслабиться. В долгосрочной перспективе предпочтительнее будет позитивная тактика поощрения успехов, чем критика за ошибки и обвинения в лени.
Слишком быстрое выполнение уроков
Стремление как можно быстрее снять с себя груз домшнего задания характерно для многих детей. Но, как правило, страдает качество такой работы. Родителям в этом случае потребуется именно контроль над результатами с тщательной проверкой. Сама по себе высокая скорость выполнения уроков может пойти и на пользу как тренировка к будущим экзаменам, но, опять же, ребенок должен помнить и о качестве своей работы.
Неумение планировать время
Умение организовывать дела на день и все успевать приходит к детям не сразу. Особенно когда появляются новые обязанности в школе или растет нагрузка перед теми же экзаменами проблема нехватки времени может усугубиться. И это при том, что в любом возрасте ребенку будет требоваться и достаточно времени на полноценный отдых, общение с друзьями, игры и т.д.
Можно предложить ребенку разработать свой график с конкретным расписанием дел по времени. Для начала пусть он проанализирует все, что ему нужно выполнять в течение дня. Это поможет оценить свои ресурсы и распределить дела по времени наилучшим образом и в правильной последовательности.
Конфликт с учителями
Проблемы с отдельными учителями тоже нельзя сбрасывать со счетов. Они будут заметны, если успеваемость по определенному предмету сильно отличается в худшую сторону на общем фоне.
Эксперты в сфере образования также напоминают, что домашние задания нужны школьникам для того, чтобы зафиксировать полученные в классе знания или отточить определенные навыки. Если у ребенка систематически возникают проблемы с выполнением уроков, то, вероятно, проблему придется решать вместе с учителем. В этом случае не обойтись без посещения школы с обсуждением возникшей ситуации.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание