Можно ли верующим смеяться: что об этом говорит Библия

Вопросы о смехе на самом деле не являются столь поверхностными, как может показаться на первый взгляд. Если ли смысл отказаться от смеха в пользу веры и можно ли смеяться в принципе, если есть повод для радости? Эти и другие вопросы осветил на сайте издательства «Фома» иеромонах Дмитрий Першин.

Серьезная суть смеха

Смех является способом раскрепощения, проявлением свободы, эмоций, восприятия действительности. Очень часто смех помогает не только расслабиться, но и в полном смысле слова выжить в трудной ситуации. Выше смеха над другими людьми является смех над собой. Не каждый человек может найти в себе силы для того, чтобы подняться над своими пороками или неумением и искренне себя высмеять.

Существует притча о Тамерлане, который отдал город на растерзание и наблюдал за страданиями своего народа. В первый день он спросил, чем занимаются люди. Ему ответили, что люди плачут и рыдают, на что Тамерлан дал указание грабить дальше. Второй день был описан как страдания людей, рвущих на себе волосы от горя, и ограбление продолжилось. На третий день донесли, что местные жители заливаются от смеха, и Тамерлан сказал: «Уходим, нам здесь больше делать нечего».

Искажение истины

К сожалению, смех часто приносит людям настоящую боль. Тяжело оказаться осмеянным за свои пороки или неправильные поступки, когда не было цели сделать что-то не так. Некоторые люди осмеивают других умышленно, чтобы сделать что-то доброе лукавым. Слово «лукавый» встречается в молитве «Отче наш», где под ним подразумевается нечистый или сатана. Если бы у завистливого человека была возможность, он бы с удовольствием опорочил того, кто делает что-то лучше него. Смеются над скромностью, мастерством, добрыми делами, наивностью. Разве можно этот смех назвать хорошим и добрым? Именно поэтому церковь категорически против того, чтобы таким образом искажали истину.

Радость от богатства

Часто приходится видеть, как люди, получая богатство, становятся радостными и не могут остановиться от смеха, постепенно забывая о Боге. То есть им дано все необходимое для постоянного веселья и развлечения. Вопросы работы отходят на второй план, сострадание и понимание забываются, поскольку бедное прошлое часто не хотят вспоминать вообще. Нет необходимости обращаться к Богу, а есть жажда роскоши и веселья. Именно к этим людям обращены слова Библии: «Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе смеющимся, ибо они восплачут и возрыдают». Господь напоминает о том, что никогда нельзя предаваться смеху и веселью до такой степени, чтобы все остальное казалось неважным.

Сарказм

Смех является одним из даров, которым наградил человека Господь, поэтому очень часто и во многих случаях он является полезным и даже исцеляющим. Но некоторые люди привыкли воспринимать не добрый юмор, а именно сарказм. Такие люди часто пользуются им сами, но при этом очень враждебно относятся к тем, кто применяет его против них. Сарказм всегда был запретным, если только речь не идет о дьяволе, над которым посмеялся Бог. Он не предполагает добрых эмоций, характерной мимики, стремления получить удовольствие от раскрепощения. Он предусматривает достижение единственной цели – высмеять человека и сделать ему больно. Если даже собеседник это заслужил, никто не дает другому право решать, как именно его наказать. А ведь сарказм – это и есть наказание, которым пользуются те, кто предпочитает самосуд. Библия ни в коей мере не согласна с такой философией, поскольку ничего хорошего и полезного в ней нет. Если есть конкретные доказательства для обвинения, их необходимо предъявить, а если их нет, наказывать человека нельзя.

Злорадство

Еще один вид смеха, принять который церковь категорически не может. Случаются ситуации, когда один человек предупреждает другого об опасности. Однако тот не слушает и делает то, что считает нужным. А когда у него в итоге ничего не получается, советчик проявляет злорадство. То есть высмеивает своего партнера за то, что тот не послушал и поступил по-своему. Такое поведение можно наблюдать не только между взрослыми людьми, иногда это применяется как принцип воспитания.

В любом случае следует понимать, что человек, попавший в беду, даже по своей воле, прежде всего нуждается в поддержке. Ему наверняка и так плохо, а злорадством можно его окончательно «добить». Поэтому такой острый, вредный и далеко не конструктивный смех категорически не будет принят церковью. Радоваться чужому горю – это большой грех, брать на себя который никому не рекомендуется.

Неуместный смех

Очень важно понимать, когда и с кем можно посмеяться. Если много примеров, когда даже самые безобидные шутки, которые предполагали адекватную реакцию, становятся оскорбительными. Поэтому, прежде чем шутить и кого-то веселить, нужно подумать о следующем. У всех людей разные характеры, к тому же присутствует или отсутствует чувство юмора в принципе. Люди с открытым характером быстрее отреагируют на любую шутку, даже если она окажется нелепой. Замкнутые личности очень часто не обладают чувством юмора, поэтому могут воспринять шутку как оскорбление. Именно так может произойти с подростком, который находится в переходном возрасте, а также пожилым человеком, повидавшим в своей жизни много горя и сложностей. Именно поэтому любой юмор нельзя назвать универсальным.

Смех во благо

Есть много видов смеха и как минимум половина из них воспринимается церковью и описана в Библии как положительная эмоция. Очень важно, когда человек смеется, отвлекается от своего горя или проблем и тем самым выздоравливает психически и физически. Замечательно, если у партнеров или у кого-то из собеседников присутствует хорошее чувство юмора и этот человек может перевести любой конфликт на «веселую волну». То есть вовремя и уместно пошутить так, чтобы все вокруг забыли об агрессии и весело рассмеялись. Нет ничего страшного в том, чтобы по-доброму посмеяться над ребенком. Маленькая девочка в маминых туфлях и с яркой помадой выглядит очень потешно. Смех родителей только усиливает умиление и любовь, а малышка от этого никак не пострадает.

Борьба с трудностями

Притча о Тамерлане, приведенная в начале статьи, наглядно продемонстрировала то, как люди могут справиться с проблемами и неприятностями. Достаточно было посмеяться над тем злодеем, который придумал разграбить город, как тот сразу сдался. Он радовался тому, что люди мучаются, а когда понял, что ничего более болезненного для них сделать не может, даже не стал тратить на это силы. Ему было невдомек, что люди смеялись над его малодушием, и это стало их самым сильным оружием.

Божий призыв

В Библии часто упоминаются призывы к веселью. «Возрадуйтесь и возвеселитесь» - так нам рекомендует церковь по время празднования Пасхи, Рождества или любого другого великого праздника. Именно поэтому не стоит воспринимать все законы Божии как строгие и лишенные даже намека на улыбку. Господь ни в коем случае не желал видеть людей скучными и хмурыми. Они могут быть такими, если болеют, ссорятся или негативно настроены к окружающим. Все праздники должны быть лишены отрицательных эмоций. В великие дни нельзя скандалить, плакать, выяснять отношения. Нужно смеяться и радоваться тому, что Бог дал для этого повод. Если смех способен подарить людям веру, надежду и любовь, значит, он является небесным даром, которым обязательно нужно уметь пользоваться, при этом различая понятия добра и зла.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Обладаете ли вы чувством юмора и любите ли смеяться?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.