Собаки - это служебные звери, которые должны использоваться людьми в служебных целях, таких как охрана, пастушество, охота, упряжка, поводырство, розыскная и поисковая работа и прочее. Допускается использование животных в медицинских расследованиях и опытах ради научения врачевания больных людей, а также в военных целях, как замена людей при их неизбежной гибели. А вот использование собак и других животных в цирковых и подобных представлениях церковью осуждается как греховное. Не одобряется содержание собак в жилых помещениях вместе с людьми (кроме редких случаев со слепыми людьми или одинокими инвалидами).

Священник говорит, что на собак воздействуют духи злобы, поэтому они и рассматриваются как животные нечистые. Люди не должны есть их, их нельзя вводить в церковь, в другие святые места. Если же пес забредет в храм случайно, то храм следует переосвящать. Олег Моленко добавляет:

Наше жилище и есть наш домашний храм. Оно должно обязательно быть освящено священнослужителем или богоявленской водой в день Крещения, а также ежедневно нашими покаянными молитвами и добрыми делами. Поэтому присутствие пса в нашем домашнем храме является неуместным и недопустимым.

Отец Олег считает, что псам место на псарнях, в сараях, в будках и других помещениях, специально обустроенных для этих животных.

Комментарий священника Димитрия Моисеева

Однако, по мнению священника Димитрия Моисеева, не у всех верующих, в том числе и служителей церкви, имеется достаточно знаний для того, чтобы различать церковное и псевдоцерковное учение. Именно к последним и относится мнение о том, что собак нельзя держать в квартирах и прочих помещениях в присутствии икон и иных святынь.

Некоторые считают, что квартиры, в которых живут собаки, не подлежат освящению. А если пес появился в освященном помещении, то его нужно освящать снова. Но в чем же провинилось это животное и каким образом может оно препятствовать Божьей благодати? Как правило, в ответе на этот вопрос звучит ссылка на Ветхий Завет, где о собаке говорится как о нечистом животном. А значит, ее присутствие оскверняет святыню.

Но отец Димитрий Моисеев утверждает, что по своей природе все Божьи твари хороши. А нечистыми некоторые животные названы в Ветхом Завете Моисеем, когда он хотел оградить иудеев от поклонения им. Но со временем такая угроза отпала. В связи с этим основания для дискриминации собак со стороны христиан не существует.

Канонические правила РПЦ предусматривают, что вводить этих животных в храм нельзя в силу того, что от них может исходить неприятный запах, они могут вести себя неспокойно, нарушая тишину в церкви. Но этот запрет не связан с осквернением святыни и препятствием присутствию в ней Божьей благодати.

И наличие пса в доме также не мешает благодати. Не собака отгоняет от нас благодать, а жизнь во грехе. И от нее освободиться намного сложнее, чем от животного. А значит, оно, находясь в доме, никоим образом не препятствует его освящению. Хотя содержание в доме собаки оправдано отнюдь не всегда, но это не имеет отношения к церковной дисциплине, а является вопросом целесообразности.