Ломаем стереотипы: реальная жизнь семьи рабочего до революции в фотографиях и документах

Сегодня ходит множество версий о том, как жил рабочий люд в дореволюционной России. Существует версия, что голодал народ нещадно, жил в халупах, ходил в тряпье, рваные башмаки подвязывал бечевками. Все поголовно были необразованными, и женили молодых людей насильно, не спрашивая их мнения. А так ли все было на самом деле? Давайте посмотрим на историю страны непредвзято и сломаем стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией.

Ранние браки против воли молодых

Говорить о том, что мнения невесты никто не спрашивал, неверно. Белова Анисья Ивановна (1896-1975 гг) выходила замуж за рабочего Трубного завода в Самаре (позднее он стал называться заводом имени Масленникова) в 1914 в возрасте 18 лет. Хотя в городе венчаться в церкви девушкам можно было уже в 16. Но не раньше! Все бракосочетания девиц до 16 лет происходили в обход законам, в основном выписывались липовые справки, в которых менялась дата рождения.

Живя на положении круглой сироты в семье своего дяди, она, конечно, прислушивалась к мнению отчима и мачехи. Но двоих из потенциальных женихов, предложенных родителями, она отмела безоговорочно.

А вот слесарь Степан Николаевич Уланов (1888 – 1943 гг), переехавший в Самару из Мелекеса, ей приглянулся, и она дала свое согласие.

Правда, тут вмешался отчим. Он поставил жениху условие, что свадьба состоится, если у того будет собственной дом. Поэтому дожидаться свадьбы пришлось еще два года.

Девки в сарафанах и кокошниках

Зато жениху после сватовства была подарена фотография невесты. Она была сделана в 1912 году.

На ней у девушки красивая прическа, сделанная по моде тех лет, клетчатое платье с рукавами реглан. Украшает наряд большой белый вышитый воротничок с кружевами по краям.

Когда дотошные внуки у бабушки Анисьи спрашивали, где ее сарафан и кокошник, она отмахивалась: «Это только деревенские девки в сарафанах форсили. Мы в городе старались моды придерживаться. Отец газету выписывал, там фотографии модных платьев смотрели. Мы с матерью смотрели и старались сшить похожие».

Старые газеты, и правда, имели рубрику, где освещались вопросы моды.

Рабочие в кирзовых сапогах, телогрейках и портках

Жених Анисьи был привлекательным молодым человеком. Он даже в какой-то мере был франтом. После смерти бабушки в ее сундуке были найдены две жилетки от костюмов-тройка. Одна из них была изготовлена из палевого цвета хлопкового бархата с рельефным вдавленным рисунком и позолоченными пуговицами.

Часы на цепочке и позолоченные запонки с необработанным александритом бабушка в войну обменяла на продукты. Кстати, туда же ушли серебряные цепочка Анисьи и браслет, подаренный мужем на свадьбу.

В телогрейке Степан ходил только на работу. Дома он всегда мылся в тазу и переодевался. А в выходные и на праздниках, когда семья гуляла по набережной или ходила в гости, его одежда мало отличалась от той, которую носили дворяне.

То, что рабочие в городах тоже старались следовать моде, видно по первой семейной фотографии. Стереотипу постоянно ходить в телогрейках и портках придерживались только приезжие из деревень на заработки многодетные крестьяне, ставшие разнорабочими на заводах.

Кстати, снимок был сделан заезжим фотографом после свадьбы в 1914 году прямо на кухне в доме. Печку пришлось завесить какой-то тканью, а на пол постелить что-то наподобие гобеленового ковра.

Молодожены по этому случаю облачились в свадебные наряды. Платье у невесты было длинное, белое, но сшитое из хлопчатобумажной ткани - мелкие складочки от сминания видны при увеличении фото. От фаты, правда, пришлось отказаться.

Позднее зять переснял фото на свою «Смену», увеличил и распечатал. Фотография размером А3 до сих пор висит в рамке на стене в доме внучки Анисьи и Степана.

Бескультурье и необразованность народа

В городах большая часть детей обучалась в церковно-приходском училище. Анисья имела свидетельство о его окончании и похвальную грамоту за отличные успехи.

У Степана тоже за плечами было такое училище. Кстати, брат его Петр даже сам работал учителем в 1911 г. в церковно-приходской школе Ставропольской губернии.

Социальная принадлежность определялась по тому, кем были родители. Хотя сами люди могли изменить свой статус, начав работать в другой сфере, как, например, тот же Степан и его брат Петр. Будучи от рождения мещанами, один стал рабочим, а второй перешел в интеллигенцию.

Семья Улановых не чуралась и светской жизни. Супруги нередко ходили в театр, выписывали и читали газеты, были в курсе всех городских событий. Неудивительно, что один их сын стал юристом (работал товарищем прокурора в г. Кинель), а второй - военным врачом.

Покосившиеся халупы, в которых проживало по 10-15 человек

На зарплату заводского слесаря Степан к моменту женитьбы приобрел бревенчатый дом в районе Беломорского оврага. Он ничем не отличался от остальных в улице, в которых жили те же простые люди.

До Волги было ходьбы 5 минут – ее можно было видеть, выйдя на крыльцо дома. Сейчас на этом месте стоит монумент «Ладья», и спуск к реке оборудован ступенями. Раньше купаться дети бегали по крутым тропинкам, ведущим от холмов. Зимой их использовали для катания на санках или дощечках.

В доме были сени, большая кухня, «зал» и крохотная спаленка. Печь находилась по центру, выходя в каждую из комнат одной стороной. Топилась она из кухни.

Здесь Анисья прожила до 1967 г. В родовом гнезде частенько собирались ее дети и внуки, навещали бабушку. Глава семейства умер в 1943 году от рака горла.

Нищета и убогость быта

Обстановка в доме тоже была близка к городскому стилю. В зале стоял резной черный буфет, круглый стол, деревянное кресло, на котором любил посидеть глава семейства.

Во время праздничных застолий выставлялась фарфоровая посуда: супница, тарелки, чайные чашки. До внуков дошли стеклянная сахарница с серебряной крышкой вместе с серебряными же щипчиками для колки сахара. Из того же металла были приборы: вилки, ложки.

Скотину семья не держала, хотя прежние хозяева пристроили к дому сараи для нее. Огородов и дачи у них тоже не было. Только сад во дворе дома с вишней, яблонями, терносливом и смородиной.

Сама Анисья не работала до самой смерти мужа. Она занималась домом, детьми и мужем.

Дети не в радость: Бог дал, Бог и взял

В этом доме Анисья родила шестерых детей. Вырастить до зрелого возраста удалось только троих. Первенец Леня (1915-1929 гг) умер в 14 лет от порока сердца. За 2 дня до трагического события родители пригласили фотографа, который успел сделать памятное фото парнишки.

Второй и третий сын умерли в младенчестве, не дожив и до года. Действительно, уровень медицины был тогда на низком уровне. Особенно не блистала она успехами в выхаживании новорожденных. Бабушка Анисья рассказывала, как они с мужем тяжело переживали эти утраты.

Голод и мечта попробовать сахар

Еда в доме была всегда. Это были щи, уха, окрошка, винегрет, каша, картошка, иногда макароны. На зиму квасили капусту, варили варенье, сушили яблоки.

Очень любила Анисья печь. При воспоминании о ее пирожках у внуков до сих пор сразу начинают течь слюнки. Да и булочки с маком у нее получались чудесные.

На праздники Степан баловал семью халвой, лимонадом, пряниками, конфетами-подушечками. Кстати, конфеты ели с хлебом.

Рассматривая ретро-фотографии и документы прошлых лет, сравнивая данные с информацией, которую активно вбивали учащимся в советских школах, начинаешь сомневаться: а действительно ли положение рабочих было таким тяжелым и безрадостным, как хотели показать идеологи строителей коммунизма? Не сгущали ли они краски, описывая вечно голодных и грязных детей рабочих? Может быть, в качестве примеров брали семьи, где отцы любили прикладываться к бутылке и не имели пристрастия к работе?

А вы как думаете? Не стесняйтесь, спорьте!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 226
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-3
Девушка, Вы хоть . когда про советские школы что-то пишете, так хоть изучите вопрос. В советских школах вдалбливали, что нужно писать не свои придумки необразованного человека, а правду историческую. Более того, на примере Ваших родственников, нельзя судить о том, КАК жили люди вообще.
Копировать ссылку
В советских школах не учили писать историческуюправду, потому что правда была одна- что придумали в коммунистической партии. то и правда. и другой правды быть не могло.
Копировать ссылку
Так вы утверждаете, что в советских школах были сплошь необразованные человеки? Вот так откровение!!!))
Копировать ссылку
Это правда, гегемон допускал только угодную ему "истину", хоть и истиной она зачастую и не являлась!
Копировать ссылку
Кстати, классная тема. Давайте каждый напишет о том где жили родственники до прихода советской власти и чем занимались, а также, что было с ними потом. Это же и есть настоящая история, не та, которая в учебниках, которую хотят показать
Копировать ссылку
Ага, я тоже поклонник реальных частных историй. Внизу, то бишь в самом начале я уже отписался по своей истории. Было бы очень здорово, если бы кто-то взялся за создание такого сайта, где с течением времени можно было написать альтернативную честную историю на основе комментариев.
Копировать ссылку
-2
Ольга, если у вас есть другая правда, вы нам её проведите с ссылками на источники и исторические документы, в иначе это лозунги, ими всё уже сыты по горло.
Копировать ссылку
Было бы дольше пользы, кстати. А про советские школы я знаю побольше Вашего: сама в ней выучилась плюс проработала 12 лет. Так что изучать этот вопрос мне не надо. И как мы зубрили на истории "Государство - это аппарат насилия одного класса над другим" - слова Ленина или Маркса, точно не помню. А когда учительницу спросили, как же обстоит дело у нас, ведь мы - тоже государство, она заорала и выгнала мальчика из класса.
Копировать ссылку
Простите, про советские школы - это я автору коммента Анастасии Смирновой, а не Вам, Ольга)))
Копировать ссылку
Анастасия Смирнова, наверное, знает про необразованных советских людей, раз пишет - с кем-то, видимо, пришлось пообщаться)))
Копировать ссылку
Похоже она росла исключительно в их среде,) Сужу по уровню мышления.
Копировать ссылку
2
Вы опять за своё,))) Ольга написала то, что видела своими глазами или слышала от родителей. Это её вИдение, это её восприятие той действительности! И любоё честный человек, знакомый с той эпохой, слова Ольги подтвердит. А для усомнившихся есть статьи и очерки Солженицына, Сахарова и других диссидентов, которые легко находятся в интернете. А вы каких ссылок требуете? Признание диктаторского коммунистического режима в своей антидемократичности, в подавлении иных взглядов и личных мнений, отличных
Копировать ссылку
отличных от "линии партии"? Такого не может быть в принципе!!! Те кто жестоко подавлял свободу, никогда не признаются в этом, если в стране нету силы способной противостоять правящему режиму и его идеологии. Противостоять может только реальная, не картонная оппозиция. Вы знали такую при советах? Тогда приведите ссылку,))
Копировать ссылку
-2
Слом стереотипов, как на то претендует автор статьи, возможен только на основе документов, рисующих общую картину. Ссылки на документы, описывающие общее состояние народных масс,в том числе и людей, не являющихся большевиками, в комментариях приводились неоднократно. Вот ещё: https://topwar.ru/23913-kak-zhilos-krestyanam-v-carskoy-rossii-analitika-i-fakty.html От вас так ни одной ссылки на документы и не было, что само по себе показатель.
Копировать ссылку
2
От меня-то были документы - в статье. Документ об образовании бабушки-мещанки. А вот ссылки, извините, это та "труха", которой забивались старательно мозги людей советского периода. Я ИХ ДОКУМЕНТАМИ НЕ СЧИТАЮ. Именно против таких вот "избитых и затасканных" прав я пытаюсь вякнуть.
Копировать ссылку
А почему Вы сами не попробуете?
Копировать ссылку
У меня очень мало свободного времени. Да и не подхожу я для систематической работы. Привык заниматься только тем, что хочется, а хочется много чего. В результате придётся забрасывать сайт надолго, а это не есть гут,) Тем не менее подумываю об этом.
Копировать ссылку
Просто возьмите за правило - писать по одной страничке. Хотя бы для себя, для своих потомков. Чтобы они потом, после нас, вот такую же чушь не несли, как некоторые здесь "товарищи")))
Копировать ссылку
1
Не могу согласиться. Слом стереотипов возможен даже при отсутствии документов. Документы могут быть фальсифицированы, могут быть составлены лицом заинтересованным и нечестным, могут содержать просто субъективный взгляд. Всё это не делает документ абсолютно достоверно отражающим действительность. Относительно правильное представление о той реальности мы можем получить исключительно на основе совокупного рассмотрения свидетельств очевидцев той эпохи, в том числе донесённых их потомками, мнений ...
Копировать ссылку
большого количества историков, желательно не замеченных в ангажированности, и документов в большом количестве. Вы же предлагаете верить лишь избранным вами ссылкам. Но первые две я открыл и понял, что на остальные тратить время совершенно не надо - они несерьёзны, ни одна ни другая!
Копировать ссылку
Здравствуйте. Спасибо за ваш взгляд. Автор статьи, мне кажется. склонен верить исследованиям, поэтому так защищает свою точку зрения. Возможно, ему стоить изучить документы, содержащие сравнительный анализ условий труда и жизни рабочих в разных странах.
Копировать ссылку
Ольга, я немного не понял - вы про Людмилу Уланову сейчас?
Копировать ссылку
Представляете, я не поняла, что это её статья. Две другие её статьи я прочла с большим интересом. Понравилось. Ну что же, бывают идейные разногласия.
Копировать ссылку
Комментарий удален
Копировать ссылку
0
Они все уже были представлены ранее в комментариях, но возможно, не все до них доберутся.
Копировать ссылку
-5
Эти свидетельства явно и недвусмысленно говорят о том, что общее положение дел в Российской империи было далеко от того частного случая, который описан в статье, и поэтому утверждение автора, что статья "сломает стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией" ложно.
Копировать ссылку
6
Хотела бы добавить кое-что про отечественную историографию. В советские годы множество информации просто перевиралось. Например, точно знаю, что был создан миф о бедных-несчастных декабристах, пошедших против императорской власти и страшном Николае Палкине, их наказавшем. В действительности в местах, куда выселили декабристов, туго пиходилось надзирателям. Они были вынуждены ходить и уговаривать их выйти на работу.А бедные жертвы режима кидали жребий: кто сегодня пойдет немножко поработает.
Копировать ссылку
-3
Странно...Почему же при такой приличной жизни рабочих свершилась революция? Да ведь и Россия в то дореволюционное время была преимущественно страной аграрной.
Копировать ссылку
Вы знаете, Егор, не помню уже где, но читала неоднократно, что уровень жизни в дореволюционной России превосходил уровень жизни в других капиталистических странах.Предпосылками революции многие исследователи называют отсутствие сильной централизованной власти и , как следствие, слабого жандармского контроля.
Копировать ссылку
5
Во первых, исследователь советский, возникают сомнения в его непредвзятости. Во вторых, может быть труд сегодняшних шахтеров каторжным не назовешь?
Копировать ссылку
-1
Книга К.А. Пажитнова вышла 1906 году, до Советского союза было ещё далеко. И да, труд теперешних шахтёров тяжёл, но каторжным его не назовёшь. Кроме того, в книге речь идёт не только о шахтёрах, но и о рабочих разных фабрик, и об использовании детского труда на фабриках и заводах Российской империи до революции. Это к вопросу о том, превосходил ли уровень жизни в Российской империи уровень жизни в других капиталистических странах и вообще о том, каким он был у масс народа.
Копировать ссылку
6
Понятно. И все же существуют сравнительные исследования, показывающие, что уровень жизни рабочих в России не был хуже уровня рабочих в европейских странах. Поэтому основной причиной революции это назвать нельзя.
Копировать ссылку
Вот я тоже спрашивала отца. Как бы бабушка тогда уже почила... А он отвечал, что мать ему говорила: "Не знай, какая там революция и где была. Проснулись - везде флаги красные, говорят - советская власть пришла". Так что вопрос этот интересный. Кстати, я вот тоже очень спокойный человек по натуре. Ни в какие революции и партии не вступаю. Случись чего - очень удивлюсь. Зачем что-то менять? Где гарантия, что станет лучше?
Копировать ссылку
2
Я всё это проходила в институте на курсе "Марксизма-ленинизма" и даже сдавала экзамены. 5, кстати. Но толку-то что? Доказательств, господин, доказательств! Фотки предъявляете - а кто там? Я-то вам свои представила. Бабку в старости можете сравнить по специальной программе - она угадает, что кости черепа совпадают. А что бабка моя, а не чужая - предъявила уже доказательства выше. А на представленные Вами факты есть доказательства, кроме публикаций советского периода?
Копировать ссылку
-1
А какие вы фото желаете увидеть, Людмила? Вам по ссылкам, что я приводил ранее, фото недостаточно? Или вы хотите увидеть фото лично моих родственников? Так их не сохранилось, к сожалению, да и зачем они вам?
Копировать ссылку
2
А вот у меня сохранилось. И не только у меня я думаю. А про тех, у кого не сохранилось, говорят "Иван, родства не помнящий". Вот если вы даже родословную своей собственной семьи не знаете, как можете хвастать познаниями в истории в глобальном смысле? Только по чужим книгам? Этого у нас было предостаточно, я уже говорила - наизусть учили и на экзаменах от зубов отскакивало. Надоело, знаете ли... Верить чужим глазам и ушам, свои имеются.
Копировать ссылку
0
А с чего вы взяли, что я её не знаю? Я вам сообщил лишь, что у меня нет дореволюционных фотографий. Причины здесь могут быть самые разные, самая простая - крестьянам в глухой деревне фотографы не часто заезжают, а потом по тем местам прокатилась война. И какое имеет отношение наличие или отсутствие фотографий к моим познаниям в истории? У вас, Людмила, что-то с логикой.
Копировать ссылку
7
В Томске на спичечной фабрике купца Кухтерина минимальная зарплата рабочего определялась так: на месячный заработок мужчина должен был прокормить себя, жену и 2 детей, купить полный костюм, картуз и сапоги, дрова на месяц + аренда жилья (если дом не свой). Жены не работали. Высококлассные мастера получали намного больше.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.