В свое время имя Екатерины Семеновой было известно всем театралам Москвы и Санкт-Петербурга. Ею восхищались многие известные люди. К примеру, Пушкин и Батюшков упоминали ее в своих стихах. Пушкин называл ее яркой и талантливой актрисой, которая украшала несовершенные творения драматурга Озерова. Интересен тот факт, что она была дочерью крепостной, но сумела проявить себя, что полностью изменило ее судьбу.
Дочь крепостной
Как утверждали компетентные театралы 19 века, она обладала невероятным даром перевоплощения. Этот дар, а также ее красота и темперамент сделали ее звездой театральных подмостков.
Как она попала в столичный театр, неизвестно. В биографии Екатерины Семеновой немало белых пятен. Известно, что была она дочерью крепостной женщины по имени Дарья и помещика Путяты, который был ее хозяином. Обычная история для того времени: барин завел роман с дворовой девкой. Когда она забеременела, выдал ее замуж за холопа Семена. Вероятно, Путята сыграл определенную роль в судьбе дочери, иначе она вряд ли попала бы на петербургскую театральную сцену.
"Победа!"
Тем зимним вечером в светских кругах не было темы более тревожной, чем битва русской армии с наполеоновской где-то в Пруссии. Однако война войной, а светские развлечения никто не отменял.
До начала спектакля, в котором главную роль исполняла Семенова, все обсуждали сражение и его возможный исход. Когда на сцене появилась Екатерина, публика забыла и о Наполеоне, и о Восточной Пруссии. Правда, она своим чистым звонким голосом произнесла совсем не то, что было в сценарии.
"Победа! Победа!" — кричала молодая актриса, минуту назад прознав о торжестве русских в Восточной Пруссии.
За столь вольную импровизацию Семенову режиссер не стал ругать. Отныне сам ее голос стал символом победы.
Знаменитые поклонники
Была в те годы в Петербурге еще одна театральная звезда — французская актриса Жорж. Семеновой явно не хватало мастерства конкурентки. Однако этот недостаток она с лихвой компенсировала страстностью и способностью полностью вжиться в образ своей героини. Светский Петербург разделился на два лагеря: одним нравилась Жорж, другим Семенова.
В поклонниках Екатерины числились Николай Гнедич, Александр Батюшков и много тогдашних знаменитостей. Пушкин посвятил ей целую статью под названием "Мои замечания о русском театре".
"Говоря о трагедии, говоришь о Семеновой и только о ней".
Екатерина создала на сцене незабываемые образы Антигоны, Клитемнестры, Моины. Она стала царицей трагической сцены и оставалась таковой на протяжении двадцати пяти лет. Но всему приходит конец.
Закат славы
Избалованная вниманием выдающихся деятелей культуры и любовью зрителей, Семенова приобрела неприятные черты характера, которые свойственны многим людям, достигшим зенита славы. Она стала капризной, вздорной, чересчур самолюбивой. Когда директором театров был назначен князь Тюфякин, она не смогла с ним сработаться и уволилась. Однако без сцены жить Семенова не могла, поэтому продолжала играть в любительских спектаклях. Окончательно театральные подмостки она оставила в 1826 году, сыграв свою последнюю роль в спектакле "Пожарский".
Семейная жизнь
Покинув сцену, Екатерина Семенова уехала в Москву, где обвенчалась с князем Иваном Гагариным, своим давним покровителем. Примечательно, что к тому времени с ним у нее была связь на протяжении уже 15 лет. Гагарину она родила сына и троих дочерей, но выходить замуж прежде не желала, справедливо опасаясь, что смена семейного положения вынудит ее оставить актерскую профессию.
В 1828 году Семенова стала женой князя Гагарина, а через четыре года он скончался.
Любовный треугольник
Есть версия, что в театре Семенову много лет держала не только любовь к искусству, но и любовь к актеру Яковлеву.
Князь любил актрису, а актриса любила лицедея. Когда последний приказал долго жить, а случилось это прямо на сцене (в тот момент Яковлев изображал ревнивца Отелло), Семенова расстроилась и покинула театральные стены навсегда. Ушла и обвенчалась с князем, став княгиней.
Правда, согласно воспоминаниям театралов, все было не совсем так. Тюфякина на посту директора театров сменил поэт Аполлон Майков. Семенова сразу же вернулась в театр. Но там начали ставить не трагедии, в которых блистала Екатерина, а романтические произведения, в которых она не могла раскрыть свой талант. Семенова понимала это и не могла смириться с тем, что уступает пальму первенства другим актрисам. Она даже пыталась играть в комедиях, но безуспешно. Поэтому и оставила сцену - не могла смириться с тем, что кто-то играет лучше.
Екатерина Семенова пережила мужа на семнадцать лет. Умерла она в 62 года от тифа. Умерла не в дворянской усадьбе, а на съемной квартире, куда вынуждена была переехать по причине безденежья. Могила актрисы находится на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание