Если пахнет – жди беды: почему в Америке 19-го века борьба с болезнями в первую очередь означала борьбу с плохими запахами

В 1858 году некий бизнесмен отправил гневное письмо в New York Times. Следуя совету своего врача, он переехал из крупного города в поисках "сладкого, незагрязненного воздуха" в сельской местности. Но, как и многим жителям пригорода, ему все еще приходилось ездить в город на работу, и он горько жаловался, что его путешествие было опасным из-за зловония на пути. Каждый день он проходил мимо гниющей канализации и вонючего стока, из-за которого легко могла начаться желтая лихорадка. Затем появлялась молочная фабрика с ее "странным, пронизывающим душком", а далее - жиросжигательный цех, наполнявший воздух "запахом, напоминавшим ему жареную баранину", только еще сильнее. Зная о теории миазмов, которая имела долгую историю планетарного масштаба, бизнесмен боялся, что он заболеет, если вдохнет эти отвратительные запахи.

Если пахнет – жди беды

Мелани Кичл, профессор истории в Вирджинском технологическом институте, исследует, как американцы когда-то пытались использовать свое обоняние, чтобы оставаться здоровыми. До тех пор, пока в 1890-х годах не были открыты вирусы, американцам приходилось обращать внимание на окружающую среду, чтобы понять распространение болезней. Врачи девятнадцатого века обвиняли во всем миазмы, форму "испорченного воздуха", и беспокоились о ядовитых испарениях и гнилостных запахах растущих городов Америки.

Все запахи - это болезни

В те времена городская среда была настоящим кошмаром для обоняния: Чикаго вонял своими скотобойнями, Новый Орлеан пах газовым заводом, фабрики удобрений сбрасывали вонючие кучи отходов в центре Манхэттена, а туши животных гнили в грязных каналах Провиденса, штат Род-Айленд.

Впервые в истории страны многие американцы жили в перенаселенных городах, многие в плохо проветриваемых квартирах, и такие невидимые убийцы, как холера, туберкулез, желтая лихорадка и тиф, могли нанести удар в любой момент. Кампания по удалению неприятных запахов и дезинфекции воздуха, которым дышат городские жители, породила общественное движение в области здравоохранения. Ее основатели взяли за слоган слова одного британского реформатора: "Все запахи - это болезни".

Как пахли города 19-го века

Если бы мы сейчас перенеслись в американский город 19-го века и сказали, что в нем "воняет", это было бы еще комплиментом. Лошади, коровы, свиньи, собаки, куры и множество других животных жили прямо на городских улицах, где они искали пищу и складывали свои отходы. В городах сильно пахло навозом, а также промышленной деятельностью. Все "благодаря" скотобойням и котельным установкам, производителям удобрений и дубильщикам, жиросжигателям и дистилляторам, которые ферментируют зерно, чтобы сделать спирт. Американцы девятнадцатого века называли это "оскорбительными профессиями", потому что запах от работ оскорблял их обоняние. После открытия нефти в середине века еще и нефтепереработчики присоединились к этому списку.

Несмотря на то что многие из этих запахов были знакомы, американцы 19-го века оказались обеспокоены "соседством" с ними. The New York Times предупредила американцев: "Здесь, в городе, вы дышите болезнью. Мерзкие газы поджидают вас на каждом шагу. В воздухе стоит тяжелый ядовитый запах".

Как плохой воздух стал синонимом болезни

Теория миазмов, которая утверждала, что дурной воздух распространяет болезни, была широко распространенным убеждением с богатой историей. В конце 18 века ученые обнаружили, что воздух, который выдыхают люди и животные, может убивать. Такие экспериментаторы, как Джозеф Пристли, помещали мышей в герметичные колоколообразные банки и наблюдали, как мыши умирали в одиночестве, но жили дольше, если внутри было растение. Эти эксперименты убедили врачей предостеречь население от вдыхания воздуха, который выдыхали другие, - обычное явление в переполненных городских местах, таких как театры, школы и церкви.

В 19 веке врачи перестали пропагандировать теорию миазмов, но она глубоко засела в головах американцев, потому что большинство людей разделяли это убеждение и привыкли опасаться его последствий. Американцы с юных лет научились закрывать носы, выращивать сладко пахнущие растения, закрывать окна от вонючего ветра и избегать плохо пахнущих мест, чтобы уберечься от всяческих недугов - от головной боли и тошноты до холеры и желтой лихорадки. Люди были очень внимательны к изменениям в воздухе, которым они дышали.

Теперь, когда у нас есть научное понимание микробов и бактерий, больше нет оснований полагать, что миазмы вызывают болезнь. Однако это было самое правдоподобное объяснение, которое было у человечества до микробной теории. Сегодня, идея о том, что болезнь передается воздушно-капельным путем, все еще жива и даже научно обоснована.

Как американцы 19-го века пытались защитить себя от распространения болезни

В XIX веке женщины и мужчины носили надушенные носовые платки, нюхательные соли и саше или даже небольшой букетик ароматных цветков, приколотый к одежде, чтобы, столкнувшись с дурным запахом, можно было закрыть нос или зарыть его в цветок. В 1862 году, когда чикагские старейшины сформировали "комитет вонючих запахов" для изучения источников неприятных ароматов города, они начали носить бутылки одеколона, камфары, хлорид лайма, лимоны, сигары и носовые платки.

В домах женщины считали, что могут дезинфицировать воздух, фильтруя его через сладко пахнущие растения. Они сажали под окнами кусты сирени и наполняли ящики розмарином, горошком и другими душистыми растениями. Рекомендации для конкретных растений можно было найти в газетных колонках и в трудах Кэтрин Э. Бичер, эдакой Марты Стюарт 19-го века.

Маски бывают разные

Новый коронавирус распространяется главным образом через дыхательные капли, и американские центры по контролю и профилактике заболеваний недавно рекомендовали тканевые маски для замедления его передачи. Такие покрытия для лица были распространены и в 19 веке: чикагские старейшины изучали запахи города, потому что рабочие в порту на реке Чикаго начали носить защитные очки для защиты от зловония. Опасаясь, что эти рабочие уйдут, "Совет по торговле" обратился к старейшинам с просьбой сделать что-нибудь, чтобы уменьшить вонь в городе.

Люди тоже придумывали новые изобретения вроде ароматного лосьона, чтобы втирать под нос. В Шотландии химик Джон Стенхаус запатентовал угольный респиратор, неудобное на вид устройство, сделанное из проволочной сетки и заполненное порошковым углем, известным дезодорантом, который закрывал нос и рот.

Трудно оценить, насколько эффективными были эти методы 19-го века, поскольку сегодня у нас другое понимание причин возникновения заболеваний. Уголь действительно работает в качестве фильтра, поэтому угольный респиратор - это обоснованная технология, но невозможно сказать наверняка, был ли респиратор Стенхауса эффективным и от чего конкретно он спасал.

Вдыхай озон

Генераторы озона стали еще одной странной причудой. После открытия этого вещества в 1839 году ученые начали измерять его количество в окружающей среде. Они обнаружили, что уровень озона был высоким в районах с сосновыми лесами и на высокогорьях, но очень низким в городах, особенно во время эпидемий. В настоящее время известно, что вдыхание озона серьезно вредит дыхательной системе, поэтому его генераторы были бы опасны для домашнего использования. Кроме того, озон является горючим веществом.

Важно помнить, что решение таких крупномасштабных проблем, как распространение болезней, требует шагов в масштабах всего общества. В 19 веке многие американцы реализовывали личные стратегии, чтобы попытаться улучшить воздух, которым они дышали, но они всегда были ограничены тем, кто мог себе это позволить. Реальные изменения произошли не от этих мелкомасштабных корректировок, а от крупномасштабных вмешательств, прежде всего, в государственные санитарные правила промышленности, предшествовавшие законам "О чистом воздухе" в 20 веке.

Какие связи можно заметить между пандемией COVID-19 и более ранними представлениями о распространении болезни

Учитывая ранние и более крупные вспышки коронавируса в городах, а также строгие инструкции по поддержанию социальной дистанции, ясно, что высокая плотность населения по-прежнему является проблемой здравоохранения. Это напоминает о том, как американцы 19 века боялись вдыхать "испорченный воздух", который кто-то другой выдыхал. Они не знали о вирусах, но идеи того столетия имеют сегодня сильный резонанс.

Ученые также обращают внимание на сообщения о том, что внезапная потеря обоняния - это ранний симптом коронавируса, который означает, что вы должны самоизолироваться. Это один из способов, которым мы можем защитить и контролировать наше здоровье - обращать внимание на наше обоняние.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какой запах вы ненавидите больше всего?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.