Далеко на севере существует изолированное поселение оленеводов Яр-Сале. Вы, скорее всего, даже не слышали об этом последнем пристанище женщин кочевых народов. Постарев, мужчины все так же продолжают заниматься оленеводством, а их спутницы вынуждены доживать свои дни в одиночестве. Это происходит в нашей стране, в Сибири, и это страшно.
Деревня Яр-Сале
Для того чтобы попасть в поселение из Москвы, нужно сначала лететь на самолете, потом 2,5 дня ехать на поезде, а затем более 7 часов преодолевать расстояние по замерзшей реке. Постарев, женщины, ранее бывшие кочевницами, попадают в Яр-Сале. Здесь они живут в небольших квартирах и ведут очень уединенный образ жизни.
Их мужья продолжают мигрировать, а женщины остаются в одиночестве. Они тоскуют по семье, уютным вечерам у теплого очага и по оленям. Женщины ощущают себя отработанным материалом, ведь они никому не нужны. Их любимые бороздят бескрайние просторы морозной тундры, а они вынуждены стареть и умирать в одиночестве.
Аутипана Ауди
Женщина родилась в 1941 году, сейчас ей 77 лет. Ее жизнь была полна потерь и испытаний. Пожилая женщина очень больна и с трудом может передвигаться по дому. Главным испытанием для нее стала потеря всех близких людей – мужа, сына, дочери. Все они умерли из-за болезней.
А несколько лет назад Аутипана Ауди столкнулась еще с одной бедой – ее стадо оленей погибло из-за недостатка пищи зимой. Было очень холодно, а женщина со своими питомцами не смогла найти хорошей кормовой базы. После этого Аутипана переехала в Яр-Сале.
Больше всего ее расстраивает то, что она не может ходить так же хорошо, как и прежде. Она скучает по прогулкам по тундре, по семье и по оленям. Женщина любила рыбалку, и она тоскует по тем временам, когда могла ею заниматься.
Пудани Ауди
Женщина родилась в 1948 году, сейчас ей немного за 70. Пудани родилась в тундре и не представляла своей жизни без оленей и любимой семьи. Она кочевала по замерзшим просторам Сибири и была счастлива.
Повзрослев, Пудани продолжила путешествовать по тундре. Она завела стадо оленей и сама гоняла их, несмотря на экстремальные условия. Пудани была лидером и опытным скотоводом, и другие люди признавали это.
Сейчас пожилая женщина мечтает еще хотя бы раз ненадолго вернуться к кочевой жизни, но никто ее не поддерживает в этом стремлении. Пудани говорит, что очень скучает по тому ощущению свободы, которое дает тундра. Ее расстраивает, что она больше там не нужна.
Анжелина Серотетто
Женщина родилась в 1942 году, сейчас ей 77 лет. Анжелина принадлежит к древнему роду шаманов. Мама научила девочку понимать язык природы и предсказывать будущее, она умеет проводить обряды и призывать духов. Эти умения очень помогли ей в жизни и позволяют не терять оптимизма сейчас.
Она очень скучает по прошедшим дням, но не падает духом. Анжелина научилась смотреть на мир позитивно. Женщина считает, что этот навык она приобрела с возрастом. Да, ее огорчает тот факт, что вернуться в прошлое невозможно, но она просто живет дальше. Если не позволять себе опускать руки, то старость будет такой же радостной и интересной, как и молодость.
Лилия Ямкина
Женщина родилась в 1944 году, сейчас ей 75 лет. В своей семье, ведущей кочевой образ жизни, Лилия единственная научилась читать. Женщина вспоминает, что ее очень ценили за этот навык. Всегда, когда приходили письма, Лилию звали их прочитать.
Но это умение сыграло с девушкой злую шутку, так как из-за неграмотности остальных членов семьи ее не отпустили учиться в колледж. Отец решил, что дома обязательно должен быть тот, кто сможет прочитать письма и документы.
Сейчас женщина пишет письма о тундре и планирует опубликовать их. Лилия говорит, что раньше не была так привязана к своим корням и даже мечтала уехать. Теперь она с ностальгией вспоминает народные сказки, которые слышала еще ребенком, сидя вечером у костра.
Закат кочевой жизни
Очень страшно, что в наше время существует эта страшная традиция. Женщины остаются без поддержки, один на один со своими проблемами и воспоминаниями. Они изолированы от общины и не могут полноценно общаться со своими близкими. Одинокая старость – это страшное испытание.
Считаю, что общество не должно дополнительно стимулировать мужчин оставаться в тундре после выхода на пенсию. Мужья должны быть со своими женами, а оленеводством пусть занимаются их дети. Родители будут приезжать к ним погостить, и все будут счастливы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание