Обычно считается, что старые фильмы снимались в черно-белом формате, а новые — в цветном, как будто между ними существует какая-то четкая грань. Однако, как и в большинстве разработок в области искусства и технологий, с течением времени в киноиндустрии перестали использовать черно-белую пленку, но когда произошел резкий переход на цветную, точно не известно.
Помимо этого, следует отметить, что многие режиссеры по сей день предпочитают снимать свои фильмы в черно-белом цвете, даже после того, как цветной фильм стал общепринятой нормой. Среди таких кинофильмов следует отметить такие, как «Молодой Франкенштейн» (1974), «Манхеттен» (1979), «Список Шиндлера» (1993) и «Артист» (2011).
Первые цветные фильмы
История свидетельствует, что в первые десятилетия киносъемки цветные фильмы представляли для режиссера аналогичный художественный выбор.
«Волшебник Изумрудного города»» (1939 год) был первым цветным фильмом, но цветные кинокартины создавались более чем за тридцать пять лет до появления этого фильма.
Создание первых образцов цветных пленок
Ранние цветные пленки были разработаны вскоре после того, как было изобретено кино. Однако эти процессы были либо рудиментарными, либо дорогостоящими, либо и тем и другим.
Даже в самые ранние дни киноискусства цвет уже использовался в кино. Наиболее распространенный процесс заключался в том, чтобы использовать краситель, который был способен оттенять цвет определенных сцен. Например, таким образом отображались сцены, которые происходили в ночное время. Они окрашивались в темно-фиолетовый или синий цвет. Такая подсветка помогала визуально различать сцены, которые происходили в ночное время или при дневном освещении. Конечно, это было всего лишь вкрапление цвета.
Другой метод, который использовался в таких фильмах, как «Жизнь и мученичество Христа» (1903), «Поездка на Луну» (1902) — это трафарет, в котором каждый кадр фильма был окрашен вручную. Процесс ручной раскраски отдельного кадра фильма был кропотливым, дорогостоящим и трудоемким.
За следующие несколько десятилетий были сделаны большие успехи в улучшении цветного трафарета и скорости его осуществления, но требуемое время и расходы привели к тому, что этот метод использовался лишь для производства небольшой части фильмов.
Технология Kinemacolor
Одним из самых важных событий в мире цветного кино было появление технологии Kinemacolor, созданной в 1906 году англичанином Джорджем Альбертом Смитом. Кинофильмы с использованием Kinemacolor проецировали фильм через красные и зеленые фильтры, что позволяло имитировать фактические цвета, используемые в кинокартине. Хотя это был прогрессивный шаг, процесс двухцветного фильма передавал полный спектр цветов не точно, оставляя множество из них слишком яркими, размытыми или полностью отсутствующими.
Первым кинофильмом, в котором был использован этот метод, был фильм «Поездка на берег моря» (1908 год). Kinemacolor стал очень популярен в Великобритании, где и был создан, но установка необходимого оборудования для многих театров была слишком дорогостоящей.
Американские новшества
Менее чем через десять лет американская компания Technicolor разработала свой собственный двухцветный технологический процесс, который был использован для съемки фильма 1917 года «Персидский залив». Это было первое использование цвета в киноиндустрии США.
Этот процесс требовал проецирования фильма посредством двух проекторов, один из которых содержал в себе красный фильтр, а другой — зеленый. Призма объединяла проекции на одном экране.
Как и другие цветовые процессы, ранний метод Technicolor был дорогостоящим по причине использования специальных технологий съемок и проекционного оборудования. В результате The Gulf Between был единственным фильмом, созданным с использованием оригинального двухцветного процесса Technicolor
В то же время технические специалисты Famous Players-Lasky Studios (позже переименованные в Paramount Pictures), а также гравер Max Handschiegl, разработали другой способ окрашивания пленки с использованием специальных красителей. Хотя этот процесс, который дебютировал в фильме Сесила Б. Демилла «1917 год», использовался только на ограниченной основе в течение примерно десятилетия, технология создания красителей легла в основу будущих процессов окрашивания. Этот инновационный процесс стал известен как «цветной процесс Handschiegl».
Улучшенный процесс Technicolor
В начале 1920-х годов Technicolor разработал цветной процесс, который запечатлевал цвет на самой пленке. Это означало, что цвет может быть представлен на любом проекторе соответствующего размера. Это было похоже на немного более ранний, но менее успешный цветной формат Prizma.
Улучшенный процесс Technicolor был впервые использован в фильме 1922 года «Плавание в море».
Тем не менее использование цветной пленки было все еще дорогим удовольствием. Для процесса требовалось гораздо больше света, чем для производства черно-белой кинокартины. Поэтому многие фильмы, которые использовали Technicolor, использовали этот метод только для некоторых коротких эпизодов в черно-белом фильме.
Например, версия фильма «Призрака оперы» 1925 года (в главной роли Лон Чэни) отобразила несколько коротких эпизодов в цвете. Кроме того, этому процессу были присущи некоторые технические проблемы, которые в дополнение к расходам не позволяли ему получить широкое использование.
Трехцветный Technicolor
Technicolor и другие компании продолжали экспериментировать и совершенствовать цветную съемку фильмов в течение 1920-х годов, хотя черно-белая пленка оставалась стандартной.
В 1932 году Technicolor представила трехцветную пленку, использующую технологии переноса красителей, которые демонстрировали самый яркий цвет на пленке. Такая съемка была использована в коротком анимационном фильме Уолта Диснея «Цветы и деревья», который был частью контракта с Technicolor для демонстрации трехцветного процесса. Его использование продолжалось до 1934 года.
Конечно, результаты были потрясающими, но этот процесс по-прежнему был дорогим и требовал камеры гораздо большего размера. По этой причине цвет использовался для более престижных проектов в конце 1930-1950-х годах. Разработки, сделанные как Technicolor, так и Eastman Kodak в 1950-х годах, сделали процесс съемки цветного фильма более легким и дешевым.
Цветное кино становится стандартным
Компания Eastman Kodak Eastmancolor конкурировала с Technicolor и Eastmancolor, а также отличалась совместимостью с новым широкоэкранным форматом CinemaScope.
Широкоэкранные фильмы и цветные фильмы были индустриальным способом борьбы с растущей популярностью маленьких черно-белых телевизионных экранов. К концу 1950-х годов большинство голливудских постановок снимались в цветном формате, поэтому к середине 1960-х годов новые черно-белые версии стали более дешевыми. Этот процесс продолжался в последующие десятилетия. Черно-белые кинокартины в основном были распространены у индийских кинематографистов.
Сегодня применение цифровых форматов делает процесс использования цветной пленки почти устаревшим. Тем не менее зрители будут продолжать ассоциировать черно-белый фильм с классическим образцом Голливуда, а также восхищаться яркими цветами ранних цветных фильмов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание