Именно в России жил и работал в начале 20 века великий фотограф-новатор и химик Прокудин-Горский Сергей Михайлович. Он один из первых работал над созданием цветных снимков. Прославился тем, что создавал бесценные кадры, где отражалась жизнь всей Российской Империи. Фотографии показывают время до Первой мировой войны, до революционных событий. Сегодня эти бесценные снимки принадлежат владениям Библиотеки Конгресса США.
Зарождение цветной фотографии
В начале прошлого века искусство фотографии только зарождалось, а цветное фото вообще считалось каким-то чудом. Прокудин-Горский сотрудничал в то время с немецким фотохимиком Адольфом Митэ, именно он открыл первые методы и улучшил принцип трехцветности на фото.
Сергей Михайлович использовал камеру, которую разработал Митэ, сделал несколько снимков. Для работы применялись зеленые, красные и синие фильтры, затем изображения были рекомбинированы, спроецированы. С помощью отфильтрованных фонарей удавалось получить изображения близкие к реальным цветам.
(Девушки-крестьянки из сельской местности, что находится вдоль реки Шексны. Село невдалеке от городка Кириллов. Традиционная русская деревянная изба, в руках гостеприимных молодух угощение - ягоды.)
Некоторые дефекты
Время экспозиции обычно было слишком высоким, фото с цветовой фильтрацией были сделаны неодновременно, поэтому у неустойчивых объектов были видны по краям цветные полосы. Этот недостаток был виден на многих снимках Прокудина-Горского.
В скором времени Сергей Михайлович создал и сформулировал собственный план по использованию технологических достижений для получения цветных изображений, чтобы задокументировать жизнь России.
(Туркмения. Караваны верблюдов в Центральной Азии часто использовали для транспортировки хлопка и зерна, продовольственных товаров, хотя уже зарождалась эпоха железнодорожного сообщения.)
(Прокудин-Горский у горного ручья. В горах Кавказа неподалеку от Батуми, восточное побережье Черного моря.)
Одобрение царя
Сам Николай II дал все разрешающие документы Прокудину-Горскому и позволил ему беспрепятственно путешествовать по всей Империи. Ограничений на посещение любых территорий у фотографа не было. Чиновники по указанию царя должны были повсюду давать добро на работу фотографа.
Так Сергей Михайлович на протяжении шести лет путешествовал по огромной территории России с 1909 по 1915 год. Ему был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой.
(Сам Эмир Бухарский Алим Хан позировал мастеру для собственного портрета. Кадр сделан в 1911 году после вступления на трон. Алим Хан правил автономным государством в Центральной Азии, руководил делами собственного эмирата, считался абсолютным монархом, хотя в то время Бухара и была вассалом Российской империи. После того, как установилась здесь Советская власть, в 1920 году, Алим Хан бежал в Афганистан. Проживал там, умер в 1944 году.)
Путешествие по России
Мастер имел возможность запечатлеть самые яркие портреты и события, которые можно было найти в самых дальних уголках Империи. Сергей Михайлович старался не упустить ни одного важного и подмеченного им момента из жизни отдаленных уголков России. Он снимал древние монастыри, средневековые церкви, железные дороги, вокзалы, предприятия зарождающейся промышленности, самых разных людей. Многонациональная и колоритная империя предоставляла возможность сделать снимки и богатых ханов, и гордых горцев, и простых крестьян.
По некоторым данным, Прокудин-Горский сделал в эти годы огромное количество снимков, более 10 тысяч.
(Прокудин-Горский едет в открытой дрезине по Мурманской ж/д вдоль Онежского озера недалеко от Петрозаводска.)
(Многие азиатские народы вели кочевую жизнь в степях, пустынях и долинах. Мигрировали из одного место в другое в поисках еды и крова. На снимке молодая казахская семья.)
Революция изменила все
Великий фотограф покинул Россию после революции, в 1918 году. Прокудин-Горский поселился в Париже. Когда мастер покидал Россию, у него не было возможности забрать все свои работы. По некоторым данным, до отъезда у Сергея Михайловича было 3,5 тысячи негативов. Советские власти конфисковали у него почти половину, посчитав, что в них содержится информация стратегически важная для России и ее запрещается вывозить за границу. Некоторые негативы мастеру удалось спрятать при переезде. Около 1900 негативов и почти 700 отпечатанных альбомов в 1948 году приобрела Библиотека Конгресса США. Это уже случилось через четыре года после кончины господина Прокудина-Горского.
Россия глазами мастера
(Заключенные среднеазиатской тюрьмы смотрят из зиндана. Охранник держит русскую винтовку со штыком, одет в русском стиле: в военную форму и сапоги.)
(Мусульманин-суннит в национальной одежде, с кинжалом в ножнах.)
(Узбекская девушка в богатом традиционном наряде стоит у входа в юрту, на полу лежит дорогой ковер ручной работы.)
(Министр внутренних дел Бухары Куш-Бегги. На нем шелковая парчовая одежда, на груди награды, медали, в руках - золоченая сабля.)
(Самаркандский рынок. Продавец красочных тканей: шелка, шерсти, хлопка. Несколько ковров ручной работы. В верхней части видна страничка Корана, обрамленная дорогой отделкой.)
(Продавец дынь в традиционном наряде. Самаркандский рынок, Узбекистан.)
(Неподалеку от Белого моря, север европейской части. На снимке военно-пленные Первой мировой войны самых разных национальностей. Единственный политический снимок, который не конфисковали пограничники, видимо по недосмотру.)
(Восточное побережье Черного моря. Рабочие греки собирают чай.)
(Северная сторона Белого озера. Часовенка XIX века.)
(Уральские горы. Холмы Бакалы. Места, богатые железной рудой. Семейная добыча полезных ископаемых.)
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание