Курица - ближайший родственник, мозг размером с лайм: удивительные факты о динозаврах

Большая часть того, что мы знаем о динозаврах, пришло к нам из фильма "Парк Юрского периода". Но не все, что было показано в фильме, правда. Например, не все динозавры выглядели так ужасающе. Или в фильме вам никто не расскажет, что ближайшим родственником тираннозавра рекса была курица. Имея это в виду, мы расскажем вам 10 поразительных фактов о динозаврах.

10. Продолжительность жизни

Чтобы рассчитать, как долго жил какой-либо конкретный вид динозавров, палеонтологи используют множество показателей. Среди них аналогии с современными птицами, рептилиями и млекопитающими, теориями роста и метаболизма, а также прямой анализ костей.

Учитывая только лишь аналогии, можно сделать вывод, что продолжительность жизни динозавров должна была составлять около 100-150 лет. Это кажется вполне реальным, если учесть, что некоторые современные рептилии, такие как гигантская черепаха, живут до 150 лет. Известно, что многие птицы, являющиеся прямыми потомками динозавров, живут более 100 лет.

Но если учитывать метаболизм этих существ, вырисовывается совсем другая картина. Общеизвестно, что гигантские динозавры обладали гомойотермией. Это означает, что они медленно нагревались на солнце и одинаково медленно охлаждались ночью, поддерживая таким образом постоянную внутреннюю температуру тела. Учитывая это, ученые подсчитали, что продолжительность жизни гигантских динозавров составляет около 300 лет. По поводу более мелких сородичей споры еще продолжаются. Но ученые выдвинули теорию, что их продолжительность жизни была прямо пропорциональна их размеру.

9. Апатозавры и бронтозавры использовали свои шеи как оружие в бою

Исследование о шеях апатозавра и бронтозавра было опубликовано в 2015 году. В нем обнаружились многочисленные различия между шеями этих двух динозавров и других диплодоцидов. Их шеи имели такую силу, что легко могли нанести удар, сшибающий с ног не только животных, но и деревья. Кроме того, были доказательства, что апатозавр и бронтозавр использовали свои шеи для внутривидовых боев. Это происходило во времена ограниченных продуктов питания и ресурсов.

8. Спинозавр почти никогда не покидал водную среду обитания

Spinosaurus aegyptiacus - это вид динозавров, которые, по мнению ученых, проводили подавляющую часть своей жизни в воде. Кости спинозавра были впервые обнаружены во время Второй мировой войны. Но на эту теорию ученых натолкнул скелет, найденный в 2014 году в Марокко. Эти окаменелости показали, что динозавр крайне редко покидал воду.

Журнал Science опубликовал исследование, в котором говорится, что у спинозавра была длинная шея, мощные челюсти, сильные и когтистые предплечья, плотные кости и, скорее всего, перепончатые ноги. Также у них был колючий плавник на спине, который мог достигать 2 метров в высоту. Эта новая находка опровергла многие теории, которые ученые создали ранее.

7. Апатозавр и другие зауроподы могли ударить хвостами по земле быстрее, чем скорость звука

Оказывается, когда динозавры ударяли хвостами о землю, они преодолевали звуковые барьеры. Натан Мирволд, основатель и генеральный директор Intellectual Ventures, создал модель динозавра и проводил исследования, доказывающие эту теорию, в течение 20 лет. Несмотря на то, что его модель составляла всего 1/4 от реального размера динозавра, она также создавала особый треск. Это означает, что хвост легко преодолевал звуковой барьер, когда динозавр хлестал им все вокруг.

Апатозавр и другие зауроподы, должно быть, использовали свои сверхзвуковые способности для защиты, общения, соперничества или ухаживания.

6. Маловероятно, что динозавры умели грозно рычать

Динозавры - огромные существа, и вполне логично, что у них должен быть леденящий кровь рев. Вспомните хотя бы "Парк Юрского периода". Но недавние исследования доказывают обратное. Существа, которые ходили по земле миллионы лет назад, возможно, никогда и не ревели вовсе. Ученые полагают, что звуки, которые они издавали, были больше похожи на гуся или крокодила.

Команда, отвечавшее за это исследование, обнаружила останки еще 1992 году. Кости принадлежали утке или некому гусиному предку, который жил на земле 66 миллионов лет назад. Именно этот предок существовал вместе с динозаврами. Принимая во внимание эволюцию и анатомию, они смогли определить, как "звучали" динозавры.

5. Череп пахицефалозавра имеет толщину 25 см. Для сравнения, у человека - от 6,5 до 7,1 миллиметра

Пахицефалозавр (Pachycephalosaurus) - один из видов динозавров, анатомия которого еще не до конца изучена. Несмотря на то, что из останков был обнаружен только череп, он смог удивить ученых. Дело в том, что у пахицефалозавра самый толстый череп, известный человечеству. Он имеет куполообразную форму, толщиной в 25 см. Эта плотная костная структура работает как своеобразная подушка для защиты крошечного мозга пахицефалозавра. Также на конце купола располагались костные шипы, которые динозавры использовали в боях.

4. Велоцирапторы были размером с индюка

Вселенная "Парка Юрского периода" вводит нас в заблуждение об истинных размерах динозавров. Не все они были большими, гигантскими существами. Некоторые из них были маленькими, как велоцирапторы.

Велоцирапторы являются одним из самых известных видов динозавров, изображенных в "Юрском парке". Создатели решили немного преувеличить, напугав зрителей 2-метровым монстром. Но на самом деле они были не больше современного индюка.

3. Аргентинозавр - самый большой динозавр высотой почти 40 метров

Немногие знают о существовании аргентинозавра из рода тираннозавра зауропода. Они были впервые обнаружены в Аргентине, отсюда и название.

Первые останки аргентинозавра были случайно найдены в 1987 году местным фермером. Он принял большую ногу существа за гигантский кусок дерева! На основе других костей, в том числе и позвоночника, который был размером с человека, ученые смогли восстановить тело этого крупного зверя.

Одна из реконструкций Грегори С. Пауля определила высоту аргентинозавра более 35 метров. Это примерная высота 10-этажного здания.

2. Ближайшим родственником тираннозавра является курица

Это одинаково удивительно и смешно! Трудно поверить, что цыплята генетически связаны с динозаврами. Согласно исследованиям, опубликованным в Science, куры и страусы являются ближайшими живыми родственниками тираннозавра рекса. И хотя в течение многих лет предполагалось, что птицы каким-то образом связаны с динозаврами, это первое исследование, которое дало молекулярные доказательства.

За этим исследованием стоят ученые Джек Хорнер и Мэри Швайцер. Они обнаружили некий неокисленный материал, расположенный в кости тираннозавра рекса. Правда, произошло это во многом благодаря стечению обстоятельств. Ученые не смогли найти достаточно большой вертолет, чтобы перевезти кости. Поэтому они решили разделить его пополам. Именно тогда им на глаза попался окаменевший материал. Хорнер и Швайцер не смогли выделить ДНК, но смогли получить молекулы коллагена. Они сравнили свою находку с 21 живым организмом, включая человека, и наиболее похожими из них оказались куры и страусы.

1. Мозг стегозавра был размером с лайм

Размер мозга не прямо пропорционален размеру тела. Это можно увидеть на примере стегозавра. Динозавры традиционно изображались обладающими низким интеллектом. На самом деле их мозг был меньше млекопитающих аналогичного размера. У последних большая часть пространства в черепе занята мозговой материей. Но в случае с динозаврами именно челюсть с мощными кусающими мышцами занимала большую часть головы.

Система, известная как фактор энцефализации (EQ), была разработана Гарри Джерисоном, палеонтологом, чтобы понять способность мозга динозавра. Большинство динозавров имеют интеллект, подобный рептилии. Но у травоядных, таких как бронированные анкилозавры, гигантские зауроподы и стегозавры, самый низкий интеллект. Часто говорят, что мозг стегозавра был размером с грецкий орех! Точнее говоря, немного больше - с лайм. Но даже это очень мало, учитывая то, что они могли вырастать до 9 метров в длину.

А как вы относитесь к изучению динозавров? Стоит ли тратить на эти исследования огромные средства?