Маски - одна из немногих вещей на земле, которые объединяют людей во времени. Человечество создавало их с самых древних времен. Это было нужно, чтобы закрыть лицо, защитить себя или просто развлечь других. Они использовались в разных культурах по всему миру для выступлений и обрядов, церемоний и фестивалей. В частности, маски скрывают нашу индивидуальность и позволяют нам стать тем, кем мы не являемся.
Ритуальные маски
![](/media/i/8/5/5/8/1/9/i/855819.jpg)
Закрытые глаза и необычайно мирное выражение лиц, запечатленные в посмертных масках, застыли во времени. Они открывают перед нами времена королевской власти, личности военных и политических деятелей, гениальных мыслителей и художников, а также обычных людей, которые давно ушли, оставшись для нас неизвестными. Они дают нам представление об истории, которую не может предоставить письменное описание или фотография.
Ритуальные маски - это глиняные, восковые или гипсовые слепки с чьего-либо лица, взятые для сохранения их образа вскоре после смерти. В древности это делали часто, чтобы подчеркнуть звание или положение, используя это в погребальных обрядах. Эта методика помогала идеально сохранить образ почетных или выдающихся людей.
Базовые ритуалы Древнего Египта
Мумификация сохраняла черты лица покойного у древних египтян довольно удовлетворительно, поэтому ранние маски были стилизованы художниками, а не сделаны в виде слепка лица. Такие представления о мертвых не только почитали их, но и создавали связи с загробной жизнью.
Древние римляне использовали воск, чтобы запечатлеть лица умерших членов семьи, а затем из отливок были изваяны точные каменные копии. И именно во время позднего Средневековья европейцы начали отливать ритуальные маски из гипса или воска.
Делали вогнутый слепок с лица, который служил основой для выпуклого образа. Затем можно создать несколько копий ритуальной маски. Они не были погребены с покойными, поэтому сохранились и использовались для создания бронзовых или каменных бюстов. Эти маски обеспечили сохранение внешнего вида покойных, который оставался в наследие будущим поколениям.
Европейские металлические маски публичного унижения
Маски стыда были одним из видов механизма наказания, использовавшегося в европейских колониях в XVII и XVIII веках. Это должно было унизить человека, который был вынужден носить такой аксессуар. Маски были сделаны из холодного, неподатливого металла. Поэтому они давили на лицо, если плотно прилегали к голове преступника.
![](/media/i/8/5/5/8/2/1/i/855821.jpg)
Одним из вариантов подобного наказания была металлическая решетка, которая закрывала голову виновного. Она была прикреплена к закрывающей лицо железной маске. В XVI веке такая маска использовалась для описания женщины, которая была сплетницей, строптивой или злой. Чтобы она не могла говорить, это устройство было также оснащено железным элементом, который выступал в ее рот и опирался на него сверху. Иногда этот бордюр был усеян шипами, которые больно впивались в кожу женщине, если она пыталась говорить.
Маски стыда также использовались для наказания людей, которые были признаны виновными в сплетнях, обжорстве, подслушивании и лжи. Эти изделия имели различную конструкцию, предназначенную для причинения дискомфорта и унижения, а также для обозначения типа преступления, совершенного его владельцем.
Например, некоторые маски имели форму головы определенных животных. Имитация коровы означала, что ее носитель был ленив, а дураки и подслушиватели должны были носить головы с ослами или кроликами соответственно. Другие маски стыда имели длинный нос, чтобы показать, что человек виновен во лжи, любопытстве или гордыне и высокомерии. Сплетникам надевали маски позора с прикрепленными длинными языками.
К некоторым таким изделиям прикреплен небольшой колокольчик сверху или устройство, чтобы издавать громкий свистящий звук, когда человек дышит. Это позволяло объявить о приближении наказанного, что усиливало его унижение.
Невероятная коллекция масок из известняка
Более 10 000 лет назад древние люди, живущие в Иудейской пустыне, отказались от своего кочевого образа жизни и основали постоянные поселения. Примерно в это же время начали процветать искусство, культура и религиозные верования, что отчасти было отражено в создании масок для лица, вырезанных из известняка и окрашенных красочными пигментами.
![](/media/i/8/5/5/8/1/6/i/855816.jpg)
При весе в один или два килограмма каждая из масок изображает лицо с уникальными характеристиками. Некоторые выглядят старыми, другие - молодыми. Но все они содержат отверстия для глаз, рты с зубами или ухмылками, а также ряд отверстий вдоль внешней стороны.
Разнообразные обличья позволяют предположить, что они могли представлять конкретных людей. Ученые полагают, что резные известняковые маски использовались как часть культа предков, и что шаманы или вожди племен носили их во время ритуального действа в честь умершего.
Маска из черепа оленя
Оленьи черепа с прорезанными в них глазками, изготовленные 11 000 лет назад, были обнаружены в археологических раскопках в 8 км к югу от Скарборо в Северном Йоркшире, Англия.
![](/media/i/8/5/5/8/1/4/i/855814.jpg)
Кембриджские археологи выдвинули теорию о том, что подобные изделия могли быть предметами маскировки, которые носили во время охоты.
Ритуальные гипсовые маски таштыков
Изготовленные из гипса, эти древние маски воссоздают, хотя бы частично, облик таштыков, которые жили в основном вокруг реки Енисей.
![](/media/i/8/5/5/8/1/5/i/855815.jpg)
Они были обнаружены у могилы "Шестаково-3", где тела были кремированы. Остались только крупные кости. Затем останки были помещены в пустышки из кожи или ткани. Затем на манекен надевали гипсовую маску, показывающую сходство с недавно ушедшим мужчиной или женщиной.
Маски смеха и слез в древнегреческом театре
![](/media/i/8/5/5/8/2/0/i/855820.jpg)
Исполнители надевали маски и костюмы, следуя мифологическому сценарию, который в значительной степени основывался на дихотомии между богами и людьми. Это был способ показать актером любую необходимую личность. Был ли этот облик человека, бога, полубога или монстра, это было ценно для рассказываемой истории.
Маска потустороннего происхождения человека
![](/media/i/8/5/5/8/1/3/i/855813.jpg)
Племенные африканские маски высоко ценятся коллекционерами артефактов и музеями всего западного мира. Они обычно интересны только своими эстетическими качествами. Они представляют собой многоцелевые матрицы древних знаний предков, хранящие секреты творения и потустороннее происхождение человечества.
Они ссылаются на космологию Конго и воспринимаемые циклы планет, животных и мифических героев.
Загадочные древние маски Сансиндуй
В некогда спокойной деревне Сансиндуй в тихой части китайской провинции Сычуань произошло замечательное открытие, которое сразу привлекло международное внимание и с тех пор переписало историю китайской цивилизации.
Безусловно, самыми поразительными находками были десятки больших бронзовых масок с угловатыми человеческими чертами лица, увеличенными миндалевидными глазами, прямыми носами, квадратными лицами и огромными ушами, черты которых не отражают особенности внешности азиатских людей.
Артефакты датированы XII-XI веками до нашей эры. Они были созданы с использованием удивительно продвинутой технологии литья бронзы. Она была получена путем добавления свинца в сплав меди и олова для создания более прочного материала.
Самая старая в мире японская маска
![](/media/i/8/5/5/8/1/7/i/855817.jpg)
Самая старая из известных масок была обнаружена на археологических раскопках Дайфуку в Японии. Фрагмент состоит из левой стороны того, что было бы цельной маской из зонтичной сосны. Он имеет длину 23 см и ширину 7 см. У изделия есть овальное отверстие для глаза и отверстие меньшего размера, которое предназначено для струны, удерживающей маску на лице.
Японские маски являются частью очень старой и сложной, стилизованной театральной традиции. Самые старые маски - это гигаку, которые использовались для древней танцевальной драмы.
Маска хопи
![](/media/i/8/5/5/8/1/2/i/855812.jpg)
Она была куплена за 530 тысяч долларов благотворительной организацией США и возвращена племени. Маска почитается как священный ритуальный артефакт индейцев хопи в Аризоне. Ее носят танцоры во время религиозных церемоний. Маски считаются живыми существами. Когда они не используются, хранятся за муслиновыми экранами, чтобы они могли «дышать» и ритуально «питаться» кукурузной мукой.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание